- Технологии привлечения волонтеров
- Как привлечь в ряды добровольцев новых волонтеров?
- С чего начать?
- От каждого — по способностям
- Интернет — всему голова
- Путешествие в мир добровольчества
- Правила
- Условные обозначения на игровом поле
- «Зачем?»
- «Я хочу. »
- «Доверяй, но проверяй!»
- «Реши задачу»
- «Социальное проектирование»
- Вопросы по итогам игры
Технологии привлечения волонтеров
Тема 7
Добровольческая деятельность может быть организована различными организациями и общественными институтами, такими как:
– муниципальные и государственные учреждения;
– общественные и благотворительные фонды;
– инициативные группы населения:
– общественные организации (ветеранские, женские, и проч.);
Привлечение в свои ряды новых добровольцев – одна из важнейших задач учреждений, оказывающих социальную помощь. Поиск, мотивирование и организация добровольцев – более сложный процесс, чем наём оплачиваемых работников. В данном случае требуется не только наличие высоких организационных навыков, но и личный пример добровольчества самого организатора.
Среди потенциальных добровольцев можно выделить несколько групп людей:
1) клиенты социальных учреждений;
2) пожилые профессионалы, вышедшие на пенсию, и молодые дипломированные специалисты, не имеющие работы;
3) люди, получающие за свой бесплатный труд какую-либо услугу.
Центры Добровольцев (в других случаях Волонтерские агентства) – основные общественные руководящие организации добровольчества. Они работают со средствами массовой информации для создания общественного резонанса по поводу важности добровольчества; спонсируют мероприятия, проводимые добровольцами, используют авторитет общественных лидеров в кампаниях по вовлечению возможно большего числа людей в волонтерскую деятельность.
Большинство известных технологий привлечения волонтеров основывается на зарубежном опыте, где волонтерство существует длительное время и достаточно давно законодательно закреплено. Адаптация этих технологий к российским условиям и уточнение правового статуса добровольца позволит отечественным общественным и некоммерческим организациям наиболее эффективно использовать активность граждан для решения социальных проблем нашего общества.
Далее, в качестве примера, приведем две технологии. Это рекомендации по привлечению волонтеров в молодежный волонтерский лагерь (Роберт Латыпов. Изменяя мир или как провести волонтерский лагерь. Пермь, 2006, см. Хрестоматию).
Чтобы осуществить проект необходимо провести основательную подготовку. Подготовительный период может занимать от трех месяцев до одного года. В этот период проводится работа по следующим направлениям:
1. внутренний мониторинг: оцениваются возможности и ресурсы, практический опыт, общественные и личные связи, финансовые возможности;
2. необходимые объемы и пути привлечения дополнительных ресурсов;
3. взаимодействие с местными органами власти, учреждениями и организациями, заинтересованными в реализации проекта;
4. составление бюджета проекта и поиск источников финансирования. Этими источниками могут быть городские и районные бюджеты, целевые молодежные программы местной администрации, спонсоры, грантовая помощь;
5. подбор участников лагеря;
6. подготовка фронта и объема работ, предварительное совещание с заказчиком;
7. подготовка участников: обучение, тренинги, ознакомительные беседы, специальные профессиональные курсы.
Нужно выбрать стратегию набора волонтеров. Стратегия зависит от типа работы: если это проведение массовых мероприятий, где есть разнообразие работ, то можно обратиться через СМИ ко всем желающим. Это наиболее простой способ привлечения добровольцев, но и менее эффективный, чем непосредственное обращение к человеку.
К наиболее эффективным, но и наиболее трудоемким способам, относится непосредственная работа с целевой группой. Для этой работы подготавливаются агитаторы, которые приглашают людей стать добровольцами.
Выбрав стратегию, нужно определиться со способами привлечения волонтеров. Можно использовать различные технологии.
Первая – это так называемый «стихийный» набор: распространение брошюр или плакатов организации, использование служб объявлений (газеты, радио, ТВ, интернет), контакты с большими общественными ассоциациями.
Вторая – целенаправленный набор, включающий информационные встречи в целевых аудиториях (студенты, школьники).
Третья – набор по принципу «концентрических колец», т.е. привлечение добровольцев из групп, которые уже как-то связаны с организацией.
И последняя технология – это привлечение участников из ближайшего окружения. Это особенно эффективно для «замкнутых систем» – школа, клуб, двор, друзья и т. д.
При наборе волонтёров необходимо решить, будете ли принимать добровольцев с ограниченными физическими возможностями, людей разного возраста (скажем, подростков и взрослых), разного социального статуса (например, дети из обеспеченных семей и дети-сироты)? Если да, то нужно позаботиться о приемлемых условиях их трудовой деятельности, досуга, а главное, о создании атмосферы взаимопонимания в коллективе.
Пример. Если вы планируете проведение молодёжного лагеря, то за добровольцами отправляйтесь в близлежащие школы, высшие учебные заведения и, конечно, в молодёжные некоммерческие организации. Объявление о лагере охотно распространят по своим каналам комитеты по молодёжной политике и образованию в вашем регионе. Весьма эффективна в последнее время электронная рассылка информационных писем среди НКО. При составлении объявления о наборе участников помните, что молодых людей увлекает яркая социальная реклама, шоу-программа, возможность побывать в интересном месте, в новом обществе и в новом для себя качестве.
Будет здорово, если вы подготовите информационный буклет для каждого добровольца. Этот буклет должен содержать сведения о вашей организации (учреждении), о целях и задачах лагеря, виды предлагаемых для добровольцев работ, привлекательные стороны лагеря, описание проблемы, которую он сможет решить или будет способствовать разрешению, сведения о предыдущих проектах или опыте работы в этом направлении. Обязательно должна быть информация, касающаяся требований к участникам лагеря, перечень необходимых вещей, которые им нужно иметь с собой.
Далее остановимся на таком важном мероприятии, как собеседование с потенциальными участниками проекта (добровольцами). Ниже приведены десять принципов, на которые желательно опираться при поведении такого собеседования:
1. Прежде всего, обратитесь к себе. Поговорите сначала с собой, агитируйте себя. Будьте честны и искренни.
2. Как можно чаще используйте непосредственное общение «лицом к лицу». У людей вызывает больше доверия личная беседа с просьбой о помощи или содействии.
3. Будьте энтузиастом. Ваш лучший союзник — уверенность в целях и ценностях организации.
4. Необходимо твёрдо знать, какие навыки необходимы для выполнения волонтёрами их работы.
5. Идите «агитировать» людей туда, где такие навыки и знания в избытке. Используйте целенаправленный набор.
6. Объясняйте, почему зовёте людей стать добровольцами. Будьте откровенны в том, что даст работа людям.
7. Важно поговорить об ожиданиях самих добровольцев. Постоянно занимайтесь поиском дополнительной мотивации для добровольцев.
8. Как можно подробнее отвечайте на вопросы потенциальных добровольцев. Демонстрируйте свой интерес к ним. Не отворачивайтесь, даже если человек вначале ответил «нет» на призыв стать добровольцем, попробуйте найти для него соответствующую мотивацию.
9. Как можно быстрее связывайте новичков с конкретным делом. Сделайте всё возможное, чтобы вовлечь их в деятельность, пока их интерес и энтузиазм высок.
10. Никогда не обещайте того, чего вы не сможете обеспечить. Если вы не предоставите того, что пообещали, это может серьёзно повлиять на репутацию вашей организации.
Целью проведения собеседования является определение опыта и интереса к выполняемой работе, в некотором случае навыков (например, коммуникабельность).
Примерный алгоритм собеседования:
1. Предварительно просмотреть имеющуюся о кандидате информацию и составить список вопросов к нему. Это могут быть вопросы:
Почему доброволец пришел в организацию?
Что он хочет получить от этой работы?
Есть ли у него опыт работы?
Какие он видит перспективы для себя?
Что он любит делать в свободное время?
Какую он видит для себя идеальную работу? и т.п.
2. Собеседование проведите в спокойной обстановке, чтобы никто не мешал вам своим присутствием. На самом первом этапе доброволец должен почувствовать к себе внимание со стороны вашей организации. Для создания обстановки доверительности беседы сядьте рядом с человеком, вас не должны разделять какие либо предметы.
3. Расскажите об истории своей организации, о ее настоящем и перспективах. Узнайте, что интересует добровольца. Почему он к вам пришел? Составьте представление о нем как о человеке.
4. Опишите вслух работу, которая на ваш взгляд, подошла бы добровольцу. Узнайте мнение добровольца.
5. Опишите возможные преимущества и поощрения, которые может получить доброволец от выполняемой работы и от вашей организации.
6. Оставьте время для вопросов и договоритесь о времени будущего контакта.
7. Составьте краткий письменный отчет о проведенном собеседовании, отразив в нем следующее:
– ответы на поставленные вопросы;
– рекомендации к дальнейшей работе.
Проблемные ситуации во время собеседования:
Любой, проводящий собеседование с потенциальными добровольцами, будете иногда сталкиваться с проблемными ситуациями. Вот некоторые из них, встречающиеся наиболее часто, и то, как из них выходить.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Как привлечь в ряды добровольцев новых волонтеров?
С чего начать?
Всем известно, что человек, вовлеченный в процесс обучения, усваивает знания гораздо лучше, чем тот, кто просто пассивно слушает. Прежде чем вы решите провести урок волонтерства, нужно ответить на главные вопросы.
Что? Волонтеры проводят занятия для своих сверстников по системе «равный — равному». Можно провести одно занятие, а можно — целый цикл, в зависимости от возможностей и ресурсов. Если проводится цикл занятий, важно, чтобы все они были связаны общей целью и каждый семинар, посвященный определенной теме, был одновременно самостоятельным и завершенным.
Где? Найдите место, где вам будет удобно встречаться. Помещение должно быть довольно просторным, чтобы там можно было проводить игры и разминки. Если занятие будет проходить в классе, посмотрите, можно ли убрать парты, чтобы посадить участников в круг. Это нужно и для проведения игр, и для создания дружественной атмосферы, и для того, чтобы занятие не ассоциировалось с традиционным школьным уроком.
Когда? В школе занятие можно провести во время классного часа. В других местах — в зависимости от того, как сумеете договориться. В среднем занятие может длиться от 40 минут до 1 часа.
С кем? Участниками занятия могут быть как ваши сверстники, так и дети более младшего и более старшего возраста. Обычно группа состоит из 15–18 человек, но если занятия проводятся в школе, то надо быть готовым, что это может быть и целый класс — 25–35 человек.
От каждого — по способностям
Не забывайте о том, что волонтерство — дело добровольное. Даже если школьнику нравится помогать, он разделяет ценности волонтерского движения, в котором состоят его сверстники, важно понимать, что, скорее всего, ребятам с разным характером, разными способностями и талантами будут интересны разные виды помощи. Кто-то проявит организаторский талант, а кому-то будет интересно заведовать отчетностью и документацией. Одни запросто находят контакт с чужими людьми, а другим сложно адаптироваться к новым обстоятельствам.
Присмотритесь к каждому участнику волонтерского движения. Не пытайтесь навязать работу с документацией тому, кто хочет проводить творческие мастер-классы.
Проведите опрос с помощью сервиса Google.Forms или очно, чтобы понять, какие у ребят предпочтения и склонности, чем они хотели бы заниматься, и что из этого вы можете им предложить. Не обязательно стопроцентное совпадение — просто так вы сможете лучше ориентироваться в запросах детей и наверняка сможете предложить им ту форму взаимодействия, которая подходит им больше всего.
Интернет — всему голова
Создайте аккаунт или группу школьного волонтерского движения в соцсетях и разместите ссылку на сайте школы. А на стенде в холле разместите Инстаграм-визитку — это удобно для абсолютного большинства пользователей сервиса.
Публикуйте посты о новых мероприятиях, делайте отчеты о прошедших. Знакомьте аудиторию со всеми участниками движения, рассказывайте о каждом из ребят. Рассказывайте в соцсетях о проблемах уровня школы, района или города, людях, которым требуется помощь. Естественно, эту работу тоже должен будет взять на себя кто-то из школьников.
Путешествие в мир добровольчества
Игры — лучшие друзья в обучении и в создании мотивации. Проведите игровой тур для понимания целей волонтерского движения — так вы привлечете потенциальных новых участников и сможете помочь уже действующим волонтерам, которые станут лучше ориентироваться в деятельности и поймут, какие цели в действительности преследуют. Разместите посты в соцсетях и расклейте объявления на стендах в фойе, чтобы оповестить школьников о времени и месте проведения игры.
Какие добрые дела вы будете совершать в течение года? Будут ли они посильны вам? Ожидают ли вас в ходе занятия добровольчеством не только трудности, но и непонимание со стороны других людей? Вы запомнили определения различных направлений добровольчества?
На эти и многие другие вопросы вы сможете ответить после прохождения следующей настольной игры. Прежде чем переходить к игровому полю, изучите правила игры и условные обозначения, а также повторите предыдущие темы о принципах добровольческого труда и направлениях волонтерской деятельности.
Игра позволит понять, насколько хорошо вы усвоили материал части 1, поэтому активно используйте знания, полученные в ее параграфах. В ходе игры можно советоваться с одноклассниками, смотреть записи в тетради и использовать пособие, если это необходимо.
Важно найти оптимальное для ситуации решение, которое позволит сохранить хорошее настроение себе и другим. Постарайтесь получить удовольствие от хода игры, проверяя качество усвоения материала.
Правила
Для участия в игре необходимо разделиться на 3–4 команды (в зависимости от количества учеников в классе). Далее с помощью жеребьевки определяется последовательность передачи хода от команды к команде. О том, кто из игроков
каждой команды тянет карточку из той или иной колоды, а кто засекает время, отведенное на выполнение задания, участники команды должны договориться самостоятельно.
Во время настольной игры смелее советуйся с волонтерами своей команды! Преодолевайте трудности сообща!
Командам нужно последовательно перемещать свою фишку по игровому полю от клетки «СТАРТ» к клетке «ФИНИШ» и выполнять задания, встречающиеся на пути. Задания связаны с определенной тематикой и распределены по колодам карточек. Каждая карточка содержит подробное описание задания.
Перед игрой карточки раздаются учителем, перемешиваются в каждой отдельной колоде и кладутся рубашкой вверх. Карточку с заданием всегда нужно брать с верха колоды. Побеждает та команда, чья фишка быстрее остальных достигнет финиша. На выполнение каждого из заданий дается не более 1 минуты. После этого карточка убирается в нижнюю
часть соответствующей колоды. Если же задание не будет выполнено вовремя, то команда пропускает ход.
Обратите внимание на дополнительные карточки по темам: «Доверяй, но проверяй!», «Реши задачу», «Бонусное задание», которые также раздаются учителем и заполняются до начала игры. Поэтому перед началом игры необходимо заранее придумать свой вариант заданий, написать их на карточках и перед занятием вложить в соответствующую колоду. За успешное выполнение этих заданий предоставляется столько же ходов, сколько и за выполнение стандартных того же типа. За выполнение «Бонусного задания» не может быть предоставлено больше 3 шагов вперед по клеткам игрового поля!
Условные обозначения на игровом поле
«Зачем?»
«Я хочу. »
«Доверяй, но проверяй!»
«Реши задачу»
«Социальное проектирование»
Вопросы по итогам игры
- Ребята, как вы думаете, какие добрые дела вы будете совершать?
- Будут ли они выполнимыми?
- Ожидают ли вас в ходе занятия волонтерством не только трудности, но и непонимание со стороны других людей?
- Для подготовки к работе по каким профессиям полезно заниматься различными направлениями добровольчества?
- Насколько легко или трудно вашей команде было выполнять задания игры сообща?
- Что оказалось самым трудным в игре?
- Какое направление волонтерства вам показалось самым непонятным?
- Почему нельзя слепо верить каждому объявлению о наборе волонтеров?
- Для чего волонтеру нужно придерживаться определенных принципов?
В материале использован текст § 7 и § 15 из учебного пособия «Школа волонтера» для 5-7-х классов.
Источник