Меню

5 деятельность как способ существования человека формы ее проявления

Деятельность как способ существования человека.

Человек — субъект общественно-исторической деятельности, субъект культуры. Человек по своей природе представляет собой целостную биосоциальную систему. Человек способен понятийно мыслить, создавать орудия труда и инструменты, быть носителем нравственности.

Индивид — (от лат. individuum – неделимый). В древнегреческой философии термин «индивидуум» означал «атом». В классической и современной философии, индивид означает отдельный, единичный. Отдельный представитель той или иной социальной совокупности. Индивид как отдельный представитель человеческого рода рассматривается вне его антропологических характеристик.

Личность — индивид как субъект общественной жизни, деятельности и общения. Личность выступает субъектом своих потребностей, способностей, интересов. В личности преодолевается конфликт между внутренним миром и внешним (социальным) миром, который существует в индивидуальности. В своей самореализации личность непрестанно преодолевает этот конфликт. Личность — основное условие развития и обновления общественной жизни.

Индивидуальность —неповторимое своеобразие отдельного человека (индивида). Индивидуальность содержит то особенное, что качественно отличает одного человека от другого. Индивидуальность представляет собой целостную характеристику человека в самобытном многообразии его свойств — темперамента, характера, способностей. Индивидуальность способна преодолеть свою «атомарность» как индивида и самореализоваться в обществе.

Человек отличается от животного мира тем, что создает мир культуры. Способом включения человека в мир культуры выступает деятельность.

Деятельность — человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Деятельность включает целесообразное изменение и преобразование внешнего мира в интересах людей. Деятельность содержит цель, средства и результат. Неотъемлемой характеристикой деятельности выступает сознание человека. Деятельность представляет собой способ самореализации человека. Деятельность охватывает разнообразные формы активности человека. Сюда можно отнести экономическую деятельность, политическую деятельность, культурную деятельность. С помощью деятельности даются характеристики различных сфер жизни человека. Например, умственная деятельность, физическая деятельность.

Способность к целеполаганию — важная особенность человека как разумного существа. Целеполагание – элемент человеческой деятельности, характеризующий мыслительные процессы и предметную деятельность человека. Целеполагание тесно связано с целесообразностью. Целесообразность представляет собой соответствие явления определенному состоянию, модель которого представлена в качестве цели. Целесообразность содержит в себе ценности. Целесообразность имеет ярко выраженный антропологический смысл. Понимание целесообразности сложилось в донаучный период — в религии. Представление о мире, созданном богом распространялось так же и на природу. Мир был создан в результате воплощения замысла бога. С развитием науки и философии, в эпоху Нового Времени, в религиозной концепции выявлены противоречия. Целью обладает так же и природа, развитие которой происходит вне божественного влияния. С возникновением социальной философии противоречия в понимании целесообразности были преодолены. В общественной деятельности человека целесообразность несет в себе как субъективный элемент (деятельность самого человека), так и социальный, общественный — объективный элемент (деятельность общества в целом). Цель — результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия. Результат, как правило, моделируется, создается мышлением, сознанием человека.

Целеполагание выражает активную сторону сознания, определяет способ и характер действий человека. Целеполагание представляет сознательный выбор, на основе тех возможностей, которые существуют в реальности. Следовательно, целеполагание тесно связано с творчеством и свободой человека. Выбор цели — творческий процесс, в которой человек обладает свободой выбора. Он выбирает между несколькими возможностями, чтобы только одну из них воплотить в действительность.

Сущность деятельности как непосредственно человеческой формы активности является творчество. Творчество — деятельность, порождающая новое. В результате творческой деятельности создаются новые объекты, предметы. В результате творчества формируются новые схемы поведения и общения. Творчество рассматривается в двух аспектах: в психологическом и философском. В психологии исследуется психологический механизм творчества. Философия осмысляет сущность творчества. В различные эпохи тема творчества выдвигала на первый план тот или иной его аспект. В древних обществах творчество рассматривалось как занятие избранного числа людей — вождей, старейшин, жрецов. Особый интерес к творчеству возникает в философии Нового времени. В этот период бурно развивается промышленность, а вместе с ней происходит модернизация техники, науки, искусства, образования, быта. Творчество связано с идеей прогресса. Поэтому актуальным становится изобретательская деятельность и инновации. Творчество трактуется как сугубо личностный процесс, которому невозможно задать стандарт или эталон. Переосмысление роли человека в обществе и в истории способствуют формированию новых проблем в понимании творчества.

Не всякая деятельность носит творческий характер. То новое, что создает человек в области художественной деятельности не связано с логической работой сознания, возникает случайно. По мысли А. Бергсона — творчество связано с работой интуиции. Творчество носит иррациональный характер. Интуиция — от. лат. intuition – пристально смотрю). Одна из способностей постижения окружающего мира вне рационального доказательства. Интуиция основывается на непосредственном познании, которое не требует логических доказательств. В процессе интуитивного познания не осознаются приемы познания и признаки следуя которым делается вывод.

Читайте также:  Каким способом отправить иск ответчику

Исследования интуиции показывают, что работе интуиции предшествует деятельность сознания. Интуиция как бы добавляет к законам логики процессы протекающие во внутренней жизни человека – чувства, эмоции, переживания.

Творчество отличает человека от животного мира. Что же является причиной, источником творчества? Согласно биологической точке зрения, человек для того чтобы выжить в окружающем мире прибегает к созидательной деятельности, к творчеству. С помощью творчества человек компенсирует свою биологическую недостаточность. Впервые идея о человеке как «недоразвитом существе» была высказана в философии Просвещения. Именно в этот период формируется философия истории. И. Гердеру принадлежат первые высказывания о сущности истории. Гердер первый из философов высказывает идею о сущности человека. В CC веке идею о биологической недостаточности человека развивает голландский ученый Л. Болька. Представители философской антропологии А. Гелен, Г. Плеснер утверждают, что человек, существо, практически лишенное инстинктов, человек — «недостаточное существо», «не определившееся животное». Животные и биологические процессы в человеке оказались не завершенными. Человек — существо, слабо «закрепленное» в окружающем мире. Человек компенсирует свою незавершенность творчеством. Человек — существо, открытое миру. Согласно Г. Плеснеру, человек, как и животное наделен биологической организацией. Однако, человек, в отличии от животного, обладает знанием о своей природе. Он рефлексирует (осмысляет) по поводу своей природы. Тем самым человек переступает свою биологическую природу, дистанцируется от нее. Не переставая познавать себя, человек, начинает существовать как бы «вне себя» («другой самого себя»). Человек — существо экс-центрическое. Компенсируя свою «искусственную естественность», человек творит культуру, создает культурное пространство вокруг себя.

Опираясь на исследования Л. Болька, Гелен полагает, что обезьяна, в процессе своего развития способна быстро преодолеть свои эмбриональные свойства. Обезьяна в процессе своего развития способна быстро преодолеть свою недоразвитость. Человек, в своем развитии мало отличается от эмбриона, он растет, изменяясь лишь физически. Человек не обладает волосяным покровом, у него слабо развито чувство самосохранения. Человек не обладает биологическими органами нападения. Гелен утверждает: « В противоположность всем высшим млекопитающим, человек морфологически определяется главным образом через недостатки, которые в строгом биологическом смысле в зависимости от обстоятельств, следует обозначать как неприспособленность, неспециализированность, примитивность; т.е. его нужно определять как недоразвитое существо».1

«Биологическая недостаточность» человека привела к тому, что человек становиться действующим существом, его определяющей характеристикой становится деятельность. Способом существования человека становится свобода деятельности, способствующая расширению возможности творить. Согласно В. Батищеву, способность к творчеству заложена в самой материальной, трудовой деятельности человека.

Философия о человеке

Историческая эпоха философии Что такое человек?
Античность Микрокосмос
Душа + тело Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель)
Средние века Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести
Новое время Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)
ХХ в. Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)

Деятельность человека порождает другой процесс, по своей природе противоречащий задачам творчества — отчуждение. Отчуждение — общественный процесс, в котором продукты труда человека превращаются в независимую, самостоятельную силу, которая становится враждебной человеку. Об отчуждении упоминал Гегель в своей работе «Феноменология духа». Процесс отчуждения, непосредственно связанный с повседневной жизнью человека был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Маркс подверг критике идеалистическую онтологию Гегеля. Маркс поставил в центр своих онтологических исследований «необратимый исторический процесс повседневной социальной жизни». Основу ее составляет труд. Существование человека восходит к формированию, организации и осуществлению труда. Во главу угла Маркс ставит не духовный труд, а материальную практику. Согласно Марксу, материальная практика органично связана с сознательной целенаправленностью труда. Исследуя учение Маркса, Д. Лукач, утверждал, что Маркс попытался выявить единство трех сфер бытия человека: неорганической, органической и общественной.

Отчуждение рассматривается в учении о свободе и творчестве Н. А.. Бердяева. Учение Бердяева основывается на его представление о реальности: миром правят два начала. Первое — свобода, дух, личность. Другое начало — необходимость, мир, объект. Эти два начала взаимодействуют между собой. По причине первородного греха, над человеком довлеет мировая необходимость, человек порабощен внешними и процессами и временем. В следствии этого возникает отчуждение человека от объективного мира. Объективный мир подавляет свободу человека, развивает его приспособленческие потребности и интересы. Развитие научно-технического прогресса способствует все большему отчуждению человека от общества и от самого себя. Объективный мир, по мнению Н. Бердяева, лишен духовности и свободы. Данный процесс может остановить только творчество. Творчество способно преодолеть отчуждение. Творческая личность открыта внешнему миру, она включает мир в себя, творит мир благодаря свободе.

Читайте также:  Беседа это способ получения информации

Творчество, согласно Н. Бердяеву — выражение свободы, преображение внешнего, объективного мира, перевод объективного мира в мир духовной культуры. Смысл творчества — в искоренении отчуждения. По мнению Н. Бердяева, свобода — глубинная, сущностная характеристика человека. Вне свободы человек не способен реализовать намеченные цели, добиться позитивного результата. Человеческое начало в человеке формируется в процессе обретения им духовной свободы.

Свобода — способность человека к деятельности, соответствующей его способностям, желаниям, интересам, в ходе которой человек добивается поставленной им цели. Свобода дает возможность человеку овладевать условиями и обстоятельствами своего бытия. Свобода дает возможность самореализации, самоопределения, выбора своих поступков. Реализация свободы прямо зависит от культурно-исторических условий существования человека. Понятие свободы тесно связано с такими понятиями как необходимость, отчуждение, ответственность. В традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе такая взаимосвязь понималась следующим образом:

§ традиционное общество — свобода означает принадлежность касте, группе, семье. Противоположностью свободы выступала зависимость от законов других каст, групп, семей.

§ индустриальное общество — свобода — юридическая и экономическая свобода. Правовое распоряжение своим имуществом, своими средствами и следовательно своей личностью.

§ Постиндустриальное (современное) общество — свобода понимается как соответствие самостоятельности действий и поведение человека с разнообразием культурных, социальных и технологических сфер жизни. Человек способен контролировать отчуждение в сферах власти, экономики, информации.

Человек являясь свободным существом способен к самореализации. Способами самореализации являются: труд, общественная деятельность, нравственная сфера. Движущей силой человеческой деятельности выступают потребности и интересы. Потребности — необходимость чего- либо для поддержания жизнедеятельности человека. Потребности делятся на биологические и социальные. Биологические потребности обусловлены обменом веществ, который является необходимым условием существования организма. Социальные потребности порождены обществом. Это – потребность в труде, потребность в общении. Социальные потребности зависят от уровня развития общества. Потребности так же могут быть индивидуальными и общественными. Индивидуальные потребности связаны с реализацией особенностей той или иной личности. Общественные потребности связаны с поддержанием социальных условий деятельности. Сделаем вывод: потребности — одна из основ человеческой жизнедеятельности, побудительный мотив к деятельности. Обществу на том или ином этапе его развития соответствует определенный уровень развития потребностей.

Интерес — форма осознания потребностей. Интерес представляет собой внутреннюю движущую силу деятельности. Интерес – (от лат. interest – имеет значение, важно). Реальная причина деятельности, выступающая следствием непосредственных побуждений( мотивов, намерений, идей). Интересы различаются по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные; по направленности: экономические, политические, духовные; по степени осознанности: стихийные, организованные; по степени осуществления: реальные, мнимые. Интересы реализуются в обществе. Поэтому они представляют собой систему, иерархию интересов.

Основными элементами человеческой деятельности являются следующие:

1. Субъект деятельности. Отдельный человек (индивид) или группа людей, а так же общество в целом — носитель деятельности. Он должен обладать знаниями, навыками, умениями, мотивами деятельности.

2. Объект деятельности.Предмет на который направлена активность человека. Объект деятельности может быть материальным, идеальным. К объектам деятельности относится и «вторая природа» — сфера деятельности, созданная усилиями человека с помощью инструментов деятельности. Побудительная причина деятельности — не произвол, волюнтаристские мотивы, а интересы общества в целом.

3. Цель деятельности. Соответствие деятельности идеальной или материальной модели, которая рассматривается в качестве цели. Цель деятельности бывает конкретной и абстрактной. Конкретная цель деятельности – непосредственная деятельность человека. Абстрактная цель деятельности — стремление или идеал, ради которого совершается деятельность. Конкретная и абстрактная цели деятельности составляют субъективную цель. Под объективной целью понимается сверхъестественная цель бытия: бог или природная необходимость. Цель человеческая деятельности была впервые изучена Сократом. Философ поставил вопрос об иерахии целей. Сократ различал частную цель поступка и общую цель — та которая обосновывает его.

4. Средства деятельности. Средством деятельности выступают материальные и идеальные предметы. Материальные средства – орудия и инструменты. Примером идеальных средств деятельности может выступать научное исследование. Оно включает мысленные модели объектов, математические средства описания.

Читайте также:  Самый простой способ соления сала

5. Метод деятельности. Метод — (от греч. meqodoz — путь исследования, познания). Способ обоснования знания. Метод деятельности включает совокупность приемов и операций практического освоения действительности. Приемы практической деятельности, согласно методу, должны сообразовываться с законами действительности. Метод как упорядочение деятельности способствует достижению цели.

6. Результат деятельности.Результатом деятельности является продукт деятельности, полученный в результате тех или иных усилий. Результат деятельности может не совпадать с поставленной целью. Человек в достижении своих целей использует различные средства. Немецкий философ Г. Гегель в своей «Науке логики» вывел закономерность в отношении целей и результатов. Согласно этой закономерности конечная цель представляет собой цель движения Мирового Разума. В соответствии с этим возвышенные цели не могут быть достигнуты низменными средствами.

В отношении целей, средств и результатов деятельности прослеживается двойственный характер человеческой деятельности. Деятельность в своем содержании представляет собой единство идеализации и реализации.

Одним из современных вариантов учения о человеке как о действующем существе является философия прагматизма. Истоки такой трактовки человека присутствуют в марксизме. Ключевое положение марксизма: человек преобразовывает мир с помощью труда, формирует мир по своему усмотрению. Это положение содержит в себе три составляющие:

А) учение о материалистическом революционном процессе, оказывающий решающее воздействие на человека;

Б) учение о свободе человека;

В) учение о свободе как о практическом действии, преобразовывающим мир.

Основная идея марксистской концепции — динамический характер отношения человека к миру и к обществу. Эта идея заимствована Марксом у Гегеля. Маркс переосмысляет ее. Развивается не идея, а реальный мир, с помощью практики. Впоследствии идею динамизма перенимают другие прагматические концепции. Согласно этой позиции Маркса, отрицается вневременная сущность человека, человек трактуется как историческое существо. Маркс так же отрицает механицизм и натурализм в трактовке человека. Человек находится во власти практики, которая принципиальным образом отличается от механистической трактовки взаимодействия человека и природы. Практика обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизнедеятельности человека. Практика представляет собой способ хозяйственной деятельности. Религия, философия, мораль, искусство, наука — надстройки, базис которой находится в экономических отношениях.

В антропологической концепции К. Маркса, описание которой дано в его ранних работах («Философско-экономические рукописи 1844 года» и др.), уделено большое внимание отдельному человеку. Маркс рассматривает человека с экзистенциальной точки зрения. Сюда можно отнести идею отчуждения в капиталистической системе. По мысли Маркса, человек обречен на гибель в противоречивой реальности капитализма.

В результате человеку угрожает тенденция лишиться своей свободы, независимости по отношению к государству, церкви, организациям. Они используют насильственные приемы, оказывают давление на жизнь конкретного человека. Осознание этих противоречий и борьба против них (против частной собственности) должна увенчаться индивидуальной свободой человека. Добиться свободы человек может благодаря практике. Маркс утверждает: «философы доныне лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Свобода должна обрести свое практическое выражение. Человек – деятельно существо, способное изменить себя и окружающий мир. Человек сознательно, с помощью труда, формирует самого себя, покоряет мир практически (технически).

Развитие практической деятельности способствуют тому, что культурная, духовная настройка функционирует самостоятельно независимо от экономической жизни. Исторический прогресс позволит культуре получить автономию от других сфер жизни. Таким образом не только экономика, но и достижения культуры воздействуют на историю. «Человек творит историю» — утверждает К. Маркс. Историю творит не отдельный индивид, а общество. Исторический процесс является интерсубъективным. Эту идею развивают представители американского прагматизма: Ч. Пирс, Джемс, Дьюи. Согласно Джемсу, действительность предоставляет человеку безграничные возможности для действия. Действительность является динамической и изменчивой. Мир находится в постоянном обновлении. Мир плюралистичен. Он представляет собой «мультиуниверсум».

Человек, по Джемсу, существо, которое так же непрестанно изменяется. У человека не заранее заданной сущности. Над ним не довлеют никакие объективные законы. Свобода — основное определение человека. Согласно Дьюи, история — поток событий. Человек находится в центре такого потока. Человек должен противоборствовать историческому процессу. Победить в таком противостоянии человек может только с помощью эффективных инструментов, которые он применяет в практическом действии. Задача человека — активная творческая деятельность. Человек должен реализовать свои возможности. Концепция человека, разработанная Дьюи, является прагматистски-инструменталистской. Ее основное понятие — понятие действия. Человек в своей жизнедеятельности включен в социальные отношения. Поэтому практические действия носят интерсубъективный характер.

Источник