360 способ использования финиковой пальмы

История фиников: происхождение, факты и мифы

История фиников уходит в глубину веков. Финиковая пальма уникальное растение на планете. Странно, но у нее в природе нет дикорастущего предка. Она появилась в уже готовом культурном виде на территории Ближнего Востока и Северной Африки. Но откуда взялось это плодоносное дерево? Все народы, обитавшие на этих территориях, считают, что финики принесли боги.

Мифы и легенды

Одна восточная притча гласит. Однажды к раввину пришла девушка, которая никогда не улыбалась и попросила раскрыть секрет счастья. На коленях молила, чтобы научил радоваться жизни. Мудрец хитро взглянул на девушку и протянул горсть плодов продолговатой формы. Фрукты были коричневого цвета и источали липкий сок.

Мудрый раввин повелел гостье съедать 3 штуки ежедневно для того, чтобы познать радость жизни. Девушка вкусила сладких плодов, которые назывались финики, и начала улыбаться.

В те времена еще не было ученых, которые могли объяснить, что есть гормон счастья — серотонин. Именно он отвечает за жизнерадостность. Один из способов увеличить присутствие вещества в организме — съесть продукты богатые триптофаном. Из этой аминокислоты организм и вырабатывает серотонин. Таким образом, вместе с финиками, девушка съела частицы счастья.

Самая известная легенда о финиках связана с пророком Мухаммедом. Когда пророк обращался к людям с проповедью, он выступал стоя на стволе финиковой пальмы. Потом для него построили специальное возвышение.

Пророк стал проповедовать с постройки. Как-то услышав стон, исходящий непонятно откуда, он прислушался. Оказалось, что стонет финиковая пальма. Мухаммед подошел к дереву, положил руку на ствол, и пальма перестала стонать.

Дева Мария по совету ангела, подкреплялась финиками во время схваток и после родов пророка Иисуса. Можно скептически относиться к мифам. Но новейшие открытия науки подтверждают древние суеверия. В финике найден окситоцин. Это вещество помогает женщине быстро восстановиться после родов.

Реальные факты

На Востоке финики называют «хлебом пустыни». Они тысячи лет используются как один из главных продуктов питания в Северной Африке. Финиковая пальма способна приносить по 50 килограммов плодов ежегодно 60 лет. В древности эти фрукты считались пищей богов и фараонов.

В Индии уверены, что первыми начали выращивать финиковую пальму их предки. Большая часть учёных считает родиной растения Месопотамию. Раскопки в этих регионах позволили найти семена фиников, датируемые пятым тысячелетием до нашей эры.
Изображения финиковой пальмы и плодов встречаются на стенах египетских гробниц и храмов Ассирии, Вавилона.

В Древнем Египте из плодов и косточек растения изготавливали лекарства. Косточки перетирали и делали средство для улучшения мужской силы. А из сока готовили настоящий финиковый мед, служащий для повышения потенции. Кормили этими фруктами и беременных женщин. Рецепты на основе фиников также берут начало в глубокой древности.

Плоды не раз упоминаются в текстах Библии и Корана. Сушёные фрукты — источник пищи в долгих походах. Святой Онуфрий, ведя жизнь отшельника в пустыне, питался финиками.

Ученые Израиля в 2020 году вырастили саженец пальмы из семян возрастом более двух тысяч лет. Изучение генотипа растений показало, что уже в Древней Иудее целенаправленно занимались селекцией и скрещиванием сортов финиковой пальмы.

Доказано, что эти фрукты содержат множество полезных веществ. Израильские ученые первые в мире обнаружили связь между продуктом и сердечно-сосудистой системой. Плоды — мощнейший антиоксидант, способный предотвращать сердечно-сосудистые заболевания. Особенно полезны у фиников волокна.

При употреблении плодов происходит два важных процесса. Останавливается и снижается уровень окисления холестерина, а также уменьшаются триглицериды в крови. Эти два фактора важны для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний. Но финики противопоказаны диабетикам. Здоровым людям рекомендовано употреблять не более 4 фруктов в день.

Этим чудодейственным плодам пальмы приписывают не только способность укреплять здоровье, но и продлевать жизнь. На Востоке фрукт считается источником вечной молодости. В Китае есть долгожители, основной пищей которых, являются финики.

Это продукт здоровья и долголетия, хорошо питающий головной мозг. Растение по праву называют «эликсиром здоровья». Так как его плоды ценны уникальным сочетанием микроэлементов и витаминов, делающих наши сосуды эластичнее.

Читайте также:  Подземные способы производства земляных работ

Глюкоза, которой богаты финики — основное «топливо» человеческого организма. Виноградный сахар быстро всасывается. Поэтому человек мгновенно чувствует прилив энергии.

О полезных свойствах и противопоказаниях фиников, читайте здесь.

Источник

360 способ использования финиковой пальмы

УРОК 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВ В МЕЖДУРЕЧЬЕ

В древности природа Южного Междуречья была схожа с природой Египта (см. пособие, табл. 12). Она способствовала развитию земледелия, обладала рядом тех же отрицательных факторов (топи, обилие вредных насекомых, засушливые земли). Сходны были и пути преобразования природы (осушение болот, орошение), и те социально-экономические последствия, к которым привел переход к производящему хозяйству (рост излишков, возникновение неравенства и классов).

Таблица 12. Сравнение природных условий Египта и Южного Междуречья в древности
Египет Южное Междуречье
СХОДСТВО Условия, благоприятствовавшие земледельцам Условия, не благоприятствовавшие жизни людей Солнечный свет и тепло Земля для посевов Реки Растительность и животный мир Изобилие света и тепла Плодородные, мягкие почвы Изобилие воды Обширные топи, изобилующие насекомыми. Непроходимые заросли, населенные хищниками. Отсутствие строевого леса
РАЗЛИЧИЕ Полезные ископаемые Камень, медь Только глина
Осадки Во все сезоны редки Ливневые дожди зимой

Целесообразно начать урок с изучения нового материала. Другой вариант начала урока: беседа по искусству древнего Египта (например, задания 2, 3 к § 13).

План изучения: 1. Местоположение Междуречья. 2. Природа Южного Междуречья. 3. Развитие хозяйства в III-II тысячелетиях до н. э. 4. Возникновение неравенства и классов в Междуречье.

1. «Вы закончили изучение темы «Древний Египет», — говорит учитель. — Познакомьтесь с тем, что представляла собой еще одна страна — Междуречье. Выясним ее местоположение».

— Совершим путешествие из Мемфиса на восток. (Учитель медленно передвигает указку по настенной карте, на стыке Африки и Азии делает остановку.) Здесь проходит граница между двумя частями света. Назовите их. Итак, мы в Азии (указка движется на северо-восток). Определите по карте № 2, через какие страны проходит наш путь. Миновав Палестину и Сирию, мы добираемся до страны, называемой Междуречьем. (Указка обводит Междуречье.) Какие две реки здесь протекают? Тигр и Евфрат берут начало южнее Кавказских гор. Куда они впадают? Где расположено Междуречье относительно Египта?

Желательно начертить на доске меловую схему Междуречья (обозначаются реки ( В настоящее время обе реки перед впадением в Персидский залив сливаются, образуя общее русло — Шатт Эль-Араб), залив, горы на севере страны — пособие, рис. 13).


Рис. 13. Междуречье в древности. Меловой рисунок

Учащимся предлагается показать на стенной карте Междуречье, протекающие здесь реки (от истока до устья), определить словами местоположение страны ( Страну называют также Двуречьем (она охватывает не только пространство между реками, но также левобережье Тигра и правобережье Евфрата), образуя непроходимые болота, покрытые зарослями высоких тростников. В зарослях водились львы и другие хищники, змеи, тучи комаров и ядовитых мух).

2. Показав на карте (а также на меловой схеме) примерные границы Южного Междуречья, учитель ставит перед классом вопрос: «Вам известно, что в Египте неравенство между людьми, эксплуатация и классы возникли намного раньше, чем в большинстве других стран мира. Так же давно, как и в Египте, классы возникли и в Южном Междуречье. Чем это можно объяснить?»

Предложив учащимся повторить высказанную мысль (она воспринимается ими с трудом), учитель рассуждает: «Может быть, дело в сходстве природных условий этих стран? Проверьте это предположение: выслушайте рассказ о природе Южного Междуречья и скажите, похожа ли она на природу древнего Египта». В своем рассказе учитель вычленяет следующие мысли:

Южное Междуречье расположено близко к экватору, поэтому здесь много жарких, солнечных дней в году.

Страна представляла собой глинистую, болотистую равнину (рассматривается рисунок, стр. 63). Здесь нет лесов (кое-где встречаются рощи финиковых пальм), нет многих необходимых человеку полезных ископаемых — медной руды, строительного каодря.

Зимой в Южном Междуречье льют дожди, в остальное время года они крайне редки. В Междуречье текут две большие реки — Тигр и Евфрат. Каждой весной в горах, где берут начало обе реки, тает снег. Тигр и Евфрат разливаются, оставляя на земле плодородный ил. В низинах вода застаивается, образуя непроходимые болота, покрытые зарослями высоких тростников. В зарослях водились львы и другие хищники, змеи, тучи комаров и ядовитых мух.

Читайте также:  Способ образования следующих существительных

В Междуречье, когда сильные ветры гнали воды Персидского залива назад в устье Тигра и Евфрата, реки вздувались, выходили из низких берегов, вода становилась грозным врагом людей, она смывала все на своем пути.

Беседа по вопросам: 1. Похожа ли природа Южного Междуречья на природу Египта, и если да, то чем? 2. Какому занятию благоприятствовала природа Южного Междуречья? Чем благоприятствовала? (В помощь учащимся учитель пишет на доске опорные слова солнце, почвы, вода и объясняет, что эти слова помогут дать развернутый ответ на последний вопрос.) 3. В каких двух странах земледелие стало главным занятием уже в глубокой древности? Выслушав ответы, учитель подчеркивает, что неравенство между людьми и классы возникли в древнейших земледельческих странах.

3. Примерно 8-9 тыс. лет назад люди стали осваивать плодородные земли Южного Междуречья. Жизнь здесь была нелегкой и опасной. Чем? Какие природные условия Южного Междуречья затрудняли жизнь в нем земледельцев? Предположите, какими способами люди увеличивали площадь земель для посева. (Упорный труд многих поколений преобразил природу Южного Междуречья: болота были осушены, тростники вырублены, страна превратилась в цветущий край).

Основой жизни земледельцев являлась вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года ее не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишенная влаги, опаленная солнцем почва высыхала и трескалась. Предположите, какими способами земледельцы преодолевали эти вредные для них природные особенности Междуречья.

Учитель подчеркивает, что земледелие стало главным занятием в Междуречье. Здесь выращивали большие урожаи зерна и овощей. В хозяйствах земледельцев оставались излишки. При наличии времени конкретизируется представление о земледельческих работах.

Обработка поля начиналась с того, что его заливали водой из канала или водохранилища. Когда земля пропитывалась влагой и становилась мягкой, на поле выпускали быков. Своими копытами они выравнивали поле и вытаптывали сорняки.

Землю пахали плугом, затем крупные комья разбивали деревянными молотками, поле рыхлили бороной, разравнивали граблями. Наконец, пахали во второй раз, причем сев производили вместе с пахотой. Жители Междуречья изобрели плуг, имевший воронку, через которую семена попадали в борозды <рассматривается рис. 1 на стр. 64. Определите, чем занят каждый из изображенных здесь людей).

В период созревания ячменя дождей не бывало, поэтому поле трижды приходилось поливать, спуская воду из канала. Ячмень жали серпами и связывали в снопы. Сразу же начиналась молотьба: колосья сбрасывали на утрамбованную площадку, по которой быки взад и вперед возили повозку или салазки. Перед молотьбой быков кормили досыта, чтобы вкусный запах свежего зерна не мучил их.

Веяли лопатами, которыми подбрасывали на ветру смесь зерна с соломой и шелухой ( См.: Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965, с. 79).

Напомнив, что Южное Междуречье бедно полезными ископаемыми, учитель может рассказать, как древний народ сумел использовать глину — малоценный на первый взгляд вид сырья.

В Южном Междуречье запасы глины неисчерпаемы. Но способна ли глина заменить дерево, металлы, гранит и известняк? Жители Междуречья научились делать из глины множество полезных предметов: кирпичи, которые сушили на солнце или же обжигали в печи (обожженный кирпич был не менее прочен, чем камень), глинобитные полы в домах, тарелки, горшки, большие бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички, на которых писали. Недаром именно здесь возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Вот какое значение придавали глине!

В Южном Междуречье в III тысячелетии до н. э. выросло много небольших городов. Дома в них строились из тростника и кирпича в 1-2 этажа. Они не имели окон, что спасало от нестерпимого зноя. Между верхним краем стены и плоской крышей оставлялась щель, через нее внутрь проникали свет и воздух. Вместо дверей часто висел коврик. Дом имел внутренний двор, в который вели выходы из отдельных помещений.

Читайте также:  Индивидуальный способ защиты гражданином своих прав

Вокруг городов возникла густая сеть каналов. На полях выращивали ячмень и пшеницу, горох, лен (из льна изготавливали полотно); на огородах — лук, чеснок, салат, укроп, редис, огурцы. Самым распространенным садовым деревом была финиковая пальма.

В древности было известно около 360 способов ее использования: свежие или сушеные финики служили пищей; косточки использовались кузнецами вместо угля; листья шли на плетение, из лыка делались веревки; даже древесина — хотя она и невысокого качества — в стране, бедной деревом, служила строительным материалом.

Помимо финиковых пальм, в садах росли яблони, гранатовые и инжирные деревья.

Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: коров, овец, коз, свиней. Особенно обширными были стада овец с густой шелковистой шерстью. Южное Междуречье славилось прекрасными шерстяными тканями ( См.: Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967, гл. VIII-IX).

Задание: Рассмотрите рис. 2 на стр. 64. Появление гири свидетельствует о развитии торговли. Предположите, почему жители Южного Междуречья уже в глубокой древности торговали с соседними странами. Если задание трудно учащимся, учитель помогает им вопросами: «В каких товарах нуждались жители Южного Междуречья? (Металлы, строительный камень, лес.) Какие товары могли предложить в обмен?» (Зерно, шерсть, финики.) Дополняя ответы, учитель говорит, что вместо денег в Междуречье использовали слитки серебра определенного веса, имевшие форму колец или брусочков.

4. Учитель предлагает объяснить, почему в Южном Междуречье, как и в Египте, уже в IV тысячелетии до н. э. стала возможной эксплуатация рабов? Как возникло неравенство между свободными общинниками? (Вспомните, как и почему родовую общину сменила соседская.)

Положение задолжавших бедняков изучается: 1) либо учащимися дома; 2) либо путем чтения вслух учебника на уроке (§ 14, п. 4); 3) либо учитель, прибегнув к драматизации, расскажет об этих бедняках.

— Представьте себе, что разлив рек в этом году был особенно бурным — воды Тигра хлынули на поселок, затопили многие жилища и поля, когда ячмень едва взошел. Собрал крестьянин со своего участка всего два мешка зерна. Что делать ему? Дети маленькие, жена, старая мать — все умрут с голода. Рядом живет богатый землевладелец. Идет к нему крестьянин:

— Господин, выручи, дай в долг 30 мешков зерна.

— Хорошо, — говорит богач, — когда думаешь отдать?

— Ладно, но запомни, ты вернешь в срок не только полученные 30 мешков, но и приплату — еще 10 мешков зерна.

Грузит крестьянин мешки на телегу, в которую запряжены ослы, и едет домой. А через год не может он отдать свой долг. Рад бы, да нет у него лишнего зёрна. Едва-едва удается отдать приплату — 10 мешков, а долг остается за ним.

Проходит еще год. Чтобы освободиться от долга, крестьянин должен отдать 30 мешков зерна и новую приплату — еще 10 мешков. И опять с трудом удается отдать только одну приплату- 10 мешков. Если же крестьянин не сможет ничего отдать богачу — его ждет рабство.

Тем же приемом раскрываются формы аренды земли.

Участок крестьянина мог быть таким маленьким, что бедняк вынужден был идти к богачу с просьбой:

— Разреши мне обработать твой участок на склоне холма.

— Хорошо, — отвечает богач, — но если ты соберешь 20 мешков зерна, то 10 отдашь мне, а 10 возьмешь себе. Если соберешь 30 мешков, 15 отдашь мне, 15 возьмешь себе. (Какую часть урожая — требовал богач за временное пользование участком земли?)

Еще тяжелее были условия, если бедняк брался ухаживать за чужим садом. Из трех корзин собранных фиников лишь одну брал себе бедняк — две другие шли владельцу сада.

Обобщая материал урока, учитель указывает, что в Южном Междуречье возникли «классы рабов, свободных общинников-крестьян и богачей-рабовладельцев» (учебник, стр. 65).

Домашнее задание: § 14. Задания 2, 4-6 к § 14.

Источник

Оцените статью
Разные способы