История фиников: происхождение, факты и мифы
История фиников уходит в глубину веков. Финиковая пальма уникальное растение на планете. Странно, но у нее в природе нет дикорастущего предка. Она появилась в уже готовом культурном виде на территории Ближнего Востока и Северной Африки. Но откуда взялось это плодоносное дерево? Все народы, обитавшие на этих территориях, считают, что финики принесли боги.
Мифы и легенды
Одна восточная притча гласит. Однажды к раввину пришла девушка, которая никогда не улыбалась и попросила раскрыть секрет счастья. На коленях молила, чтобы научил радоваться жизни. Мудрец хитро взглянул на девушку и протянул горсть плодов продолговатой формы. Фрукты были коричневого цвета и источали липкий сок.
Мудрый раввин повелел гостье съедать 3 штуки ежедневно для того, чтобы познать радость жизни. Девушка вкусила сладких плодов, которые назывались финики, и начала улыбаться.
В те времена еще не было ученых, которые могли объяснить, что есть гормон счастья — серотонин. Именно он отвечает за жизнерадостность. Один из способов увеличить присутствие вещества в организме — съесть продукты богатые триптофаном. Из этой аминокислоты организм и вырабатывает серотонин. Таким образом, вместе с финиками, девушка съела частицы счастья.
Самая известная легенда о финиках связана с пророком Мухаммедом. Когда пророк обращался к людям с проповедью, он выступал стоя на стволе финиковой пальмы. Потом для него построили специальное возвышение.
Пророк стал проповедовать с постройки. Как-то услышав стон, исходящий непонятно откуда, он прислушался. Оказалось, что стонет финиковая пальма. Мухаммед подошел к дереву, положил руку на ствол, и пальма перестала стонать.
Дева Мария по совету ангела, подкреплялась финиками во время схваток и после родов пророка Иисуса. Можно скептически относиться к мифам. Но новейшие открытия науки подтверждают древние суеверия. В финике найден окситоцин. Это вещество помогает женщине быстро восстановиться после родов.
Реальные факты
На Востоке финики называют «хлебом пустыни». Они тысячи лет используются как один из главных продуктов питания в Северной Африке. Финиковая пальма способна приносить по 50 килограммов плодов ежегодно 60 лет. В древности эти фрукты считались пищей богов и фараонов.
В Индии уверены, что первыми начали выращивать финиковую пальму их предки. Большая часть учёных считает родиной растения Месопотамию. Раскопки в этих регионах позволили найти семена фиников, датируемые пятым тысячелетием до нашей эры.
Изображения финиковой пальмы и плодов встречаются на стенах египетских гробниц и храмов Ассирии, Вавилона.
В Древнем Египте из плодов и косточек растения изготавливали лекарства. Косточки перетирали и делали средство для улучшения мужской силы. А из сока готовили настоящий финиковый мед, служащий для повышения потенции. Кормили этими фруктами и беременных женщин. Рецепты на основе фиников также берут начало в глубокой древности.
Плоды не раз упоминаются в текстах Библии и Корана. Сушёные фрукты — источник пищи в долгих походах. Святой Онуфрий, ведя жизнь отшельника в пустыне, питался финиками.
Ученые Израиля в 2020 году вырастили саженец пальмы из семян возрастом более двух тысяч лет. Изучение генотипа растений показало, что уже в Древней Иудее целенаправленно занимались селекцией и скрещиванием сортов финиковой пальмы.
Доказано, что эти фрукты содержат множество полезных веществ. Израильские ученые первые в мире обнаружили связь между продуктом и сердечно-сосудистой системой. Плоды — мощнейший антиоксидант, способный предотвращать сердечно-сосудистые заболевания. Особенно полезны у фиников волокна.
При употреблении плодов происходит два важных процесса. Останавливается и снижается уровень окисления холестерина, а также уменьшаются триглицериды в крови. Эти два фактора важны для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний. Но финики противопоказаны диабетикам. Здоровым людям рекомендовано употреблять не более 4 фруктов в день.
Этим чудодейственным плодам пальмы приписывают не только способность укреплять здоровье, но и продлевать жизнь. На Востоке фрукт считается источником вечной молодости. В Китае есть долгожители, основной пищей которых, являются финики.
Это продукт здоровья и долголетия, хорошо питающий головной мозг. Растение по праву называют «эликсиром здоровья». Так как его плоды ценны уникальным сочетанием микроэлементов и витаминов, делающих наши сосуды эластичнее.
Глюкоза, которой богаты финики — основное «топливо» человеческого организма. Виноградный сахар быстро всасывается. Поэтому человек мгновенно чувствует прилив энергии.
О полезных свойствах и противопоказаниях фиников, читайте здесь.
Источник
360 способ использования финиковой пальмы
УРОК 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВ В МЕЖДУРЕЧЬЕ
В древности природа Южного Междуречья была схожа с природой Египта (см. пособие, табл. 12). Она способствовала развитию земледелия, обладала рядом тех же отрицательных факторов (топи, обилие вредных насекомых, засушливые земли). Сходны были и пути преобразования природы (осушение болот, орошение), и те социально-экономические последствия, к которым привел переход к производящему хозяйству (рост излишков, возникновение неравенства и классов).
— | — | Египет | Южное Междуречье | |
СХОДСТВО | Условия, благоприятствовавшие земледельцам Условия, не благоприятствовавшие жизни людей | Солнечный свет и тепло Земля для посевов Реки Растительность и животный мир | Изобилие света и тепла Плодородные, мягкие почвы Изобилие воды Обширные топи, изобилующие насекомыми. Непроходимые заросли, населенные хищниками. Отсутствие строевого леса | |
РАЗЛИЧИЕ | Полезные ископаемые | Камень, медь | Только глина | |
Осадки | Во все сезоны редки | Ливневые дожди зимой |
Целесообразно начать урок с изучения нового материала. Другой вариант начала урока: беседа по искусству древнего Египта (например, задания 2, 3 к § 13).
План изучения: 1. Местоположение Междуречья. 2. Природа Южного Междуречья. 3. Развитие хозяйства в III-II тысячелетиях до н. э. 4. Возникновение неравенства и классов в Междуречье.
1. «Вы закончили изучение темы «Древний Египет», — говорит учитель. — Познакомьтесь с тем, что представляла собой еще одна страна — Междуречье. Выясним ее местоположение».
— Совершим путешествие из Мемфиса на восток. (Учитель медленно передвигает указку по настенной карте, на стыке Африки и Азии делает остановку.) Здесь проходит граница между двумя частями света. Назовите их. Итак, мы в Азии (указка движется на северо-восток). Определите по карте № 2, через какие страны проходит наш путь. Миновав Палестину и Сирию, мы добираемся до страны, называемой Междуречьем. (Указка обводит Междуречье.) Какие две реки здесь протекают? Тигр и Евфрат берут начало южнее Кавказских гор. Куда они впадают? Где расположено Междуречье относительно Египта?
Желательно начертить на доске меловую схему Междуречья (обозначаются реки ( В настоящее время обе реки перед впадением в Персидский залив сливаются, образуя общее русло — Шатт Эль-Араб), залив, горы на севере страны — пособие, рис. 13).
Рис. 13. Междуречье в древности. Меловой рисунок
Учащимся предлагается показать на стенной карте Междуречье, протекающие здесь реки (от истока до устья), определить словами местоположение страны ( Страну называют также Двуречьем (она охватывает не только пространство между реками, но также левобережье Тигра и правобережье Евфрата), образуя непроходимые болота, покрытые зарослями высоких тростников. В зарослях водились львы и другие хищники, змеи, тучи комаров и ядовитых мух).
2. Показав на карте (а также на меловой схеме) примерные границы Южного Междуречья, учитель ставит перед классом вопрос: «Вам известно, что в Египте неравенство между людьми, эксплуатация и классы возникли намного раньше, чем в большинстве других стран мира. Так же давно, как и в Египте, классы возникли и в Южном Междуречье. Чем это можно объяснить?»
Предложив учащимся повторить высказанную мысль (она воспринимается ими с трудом), учитель рассуждает: «Может быть, дело в сходстве природных условий этих стран? Проверьте это предположение: выслушайте рассказ о природе Южного Междуречья и скажите, похожа ли она на природу древнего Египта». В своем рассказе учитель вычленяет следующие мысли:
Южное Междуречье расположено близко к экватору, поэтому здесь много жарких, солнечных дней в году.
Страна представляла собой глинистую, болотистую равнину (рассматривается рисунок, стр. 63). Здесь нет лесов (кое-где встречаются рощи финиковых пальм), нет многих необходимых человеку полезных ископаемых — медной руды, строительного каодря.
Зимой в Южном Междуречье льют дожди, в остальное время года они крайне редки. В Междуречье текут две большие реки — Тигр и Евфрат. Каждой весной в горах, где берут начало обе реки, тает снег. Тигр и Евфрат разливаются, оставляя на земле плодородный ил. В низинах вода застаивается, образуя непроходимые болота, покрытые зарослями высоких тростников. В зарослях водились львы и другие хищники, змеи, тучи комаров и ядовитых мух.
В Междуречье, когда сильные ветры гнали воды Персидского залива назад в устье Тигра и Евфрата, реки вздувались, выходили из низких берегов, вода становилась грозным врагом людей, она смывала все на своем пути.
Беседа по вопросам: 1. Похожа ли природа Южного Междуречья на природу Египта, и если да, то чем? 2. Какому занятию благоприятствовала природа Южного Междуречья? Чем благоприятствовала? (В помощь учащимся учитель пишет на доске опорные слова солнце, почвы, вода и объясняет, что эти слова помогут дать развернутый ответ на последний вопрос.) 3. В каких двух странах земледелие стало главным занятием уже в глубокой древности? Выслушав ответы, учитель подчеркивает, что неравенство между людьми и классы возникли в древнейших земледельческих странах.
3. Примерно 8-9 тыс. лет назад люди стали осваивать плодородные земли Южного Междуречья. Жизнь здесь была нелегкой и опасной. Чем? Какие природные условия Южного Междуречья затрудняли жизнь в нем земледельцев? Предположите, какими способами люди увеличивали площадь земель для посева. (Упорный труд многих поколений преобразил природу Южного Междуречья: болота были осушены, тростники вырублены, страна превратилась в цветущий край).
Основой жизни земледельцев являлась вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года ее не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишенная влаги, опаленная солнцем почва высыхала и трескалась. Предположите, какими способами земледельцы преодолевали эти вредные для них природные особенности Междуречья.
Учитель подчеркивает, что земледелие стало главным занятием в Междуречье. Здесь выращивали большие урожаи зерна и овощей. В хозяйствах земледельцев оставались излишки. При наличии времени конкретизируется представление о земледельческих работах.
Обработка поля начиналась с того, что его заливали водой из канала или водохранилища. Когда земля пропитывалась влагой и становилась мягкой, на поле выпускали быков. Своими копытами они выравнивали поле и вытаптывали сорняки.
Землю пахали плугом, затем крупные комья разбивали деревянными молотками, поле рыхлили бороной, разравнивали граблями. Наконец, пахали во второй раз, причем сев производили вместе с пахотой. Жители Междуречья изобрели плуг, имевший воронку, через которую семена попадали в борозды <рассматривается рис. 1 на стр. 64. Определите, чем занят каждый из изображенных здесь людей).
В период созревания ячменя дождей не бывало, поэтому поле трижды приходилось поливать, спуская воду из канала. Ячмень жали серпами и связывали в снопы. Сразу же начиналась молотьба: колосья сбрасывали на утрамбованную площадку, по которой быки взад и вперед возили повозку или салазки. Перед молотьбой быков кормили досыта, чтобы вкусный запах свежего зерна не мучил их.
Веяли лопатами, которыми подбрасывали на ветру смесь зерна с соломой и шелухой ( См.: Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965, с. 79).
Напомнив, что Южное Междуречье бедно полезными ископаемыми, учитель может рассказать, как древний народ сумел использовать глину — малоценный на первый взгляд вид сырья.
В Южном Междуречье запасы глины неисчерпаемы. Но способна ли глина заменить дерево, металлы, гранит и известняк? Жители Междуречья научились делать из глины множество полезных предметов: кирпичи, которые сушили на солнце или же обжигали в печи (обожженный кирпич был не менее прочен, чем камень), глинобитные полы в домах, тарелки, горшки, большие бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички, на которых писали. Недаром именно здесь возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Вот какое значение придавали глине!
В Южном Междуречье в III тысячелетии до н. э. выросло много небольших городов. Дома в них строились из тростника и кирпича в 1-2 этажа. Они не имели окон, что спасало от нестерпимого зноя. Между верхним краем стены и плоской крышей оставлялась щель, через нее внутрь проникали свет и воздух. Вместо дверей часто висел коврик. Дом имел внутренний двор, в который вели выходы из отдельных помещений.
Вокруг городов возникла густая сеть каналов. На полях выращивали ячмень и пшеницу, горох, лен (из льна изготавливали полотно); на огородах — лук, чеснок, салат, укроп, редис, огурцы. Самым распространенным садовым деревом была финиковая пальма.
В древности было известно около 360 способов ее использования: свежие или сушеные финики служили пищей; косточки использовались кузнецами вместо угля; листья шли на плетение, из лыка делались веревки; даже древесина — хотя она и невысокого качества — в стране, бедной деревом, служила строительным материалом.
Помимо финиковых пальм, в садах росли яблони, гранатовые и инжирные деревья.
Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: коров, овец, коз, свиней. Особенно обширными были стада овец с густой шелковистой шерстью. Южное Междуречье славилось прекрасными шерстяными тканями ( См.: Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967, гл. VIII-IX).
Задание: Рассмотрите рис. 2 на стр. 64. Появление гири свидетельствует о развитии торговли. Предположите, почему жители Южного Междуречья уже в глубокой древности торговали с соседними странами. Если задание трудно учащимся, учитель помогает им вопросами: «В каких товарах нуждались жители Южного Междуречья? (Металлы, строительный камень, лес.) Какие товары могли предложить в обмен?» (Зерно, шерсть, финики.) Дополняя ответы, учитель говорит, что вместо денег в Междуречье использовали слитки серебра определенного веса, имевшие форму колец или брусочков.
4. Учитель предлагает объяснить, почему в Южном Междуречье, как и в Египте, уже в IV тысячелетии до н. э. стала возможной эксплуатация рабов? Как возникло неравенство между свободными общинниками? (Вспомните, как и почему родовую общину сменила соседская.)
Положение задолжавших бедняков изучается: 1) либо учащимися дома; 2) либо путем чтения вслух учебника на уроке (§ 14, п. 4); 3) либо учитель, прибегнув к драматизации, расскажет об этих бедняках.
— Представьте себе, что разлив рек в этом году был особенно бурным — воды Тигра хлынули на поселок, затопили многие жилища и поля, когда ячмень едва взошел. Собрал крестьянин со своего участка всего два мешка зерна. Что делать ему? Дети маленькие, жена, старая мать — все умрут с голода. Рядом живет богатый землевладелец. Идет к нему крестьянин:
— Господин, выручи, дай в долг 30 мешков зерна.
— Хорошо, — говорит богач, — когда думаешь отдать?
— Ладно, но запомни, ты вернешь в срок не только полученные 30 мешков, но и приплату — еще 10 мешков зерна.
Грузит крестьянин мешки на телегу, в которую запряжены ослы, и едет домой. А через год не может он отдать свой долг. Рад бы, да нет у него лишнего зёрна. Едва-едва удается отдать приплату — 10 мешков, а долг остается за ним.
Проходит еще год. Чтобы освободиться от долга, крестьянин должен отдать 30 мешков зерна и новую приплату — еще 10 мешков. И опять с трудом удается отдать только одну приплату- 10 мешков. Если же крестьянин не сможет ничего отдать богачу — его ждет рабство.
Тем же приемом раскрываются формы аренды земли.
Участок крестьянина мог быть таким маленьким, что бедняк вынужден был идти к богачу с просьбой:
— Разреши мне обработать твой участок на склоне холма.
— Хорошо, — отвечает богач, — но если ты соберешь 20 мешков зерна, то 10 отдашь мне, а 10 возьмешь себе. Если соберешь 30 мешков, 15 отдашь мне, 15 возьмешь себе. (Какую часть урожая — требовал богач за временное пользование участком земли?)
Еще тяжелее были условия, если бедняк брался ухаживать за чужим садом. Из трех корзин собранных фиников лишь одну брал себе бедняк — две другие шли владельцу сада.
Обобщая материал урока, учитель указывает, что в Южном Междуречье возникли «классы рабов, свободных общинников-крестьян и богачей-рабовладельцев» (учебник, стр. 65).
Домашнее задание: § 14. Задания 2, 4-6 к § 14.
Источник