Сравнение является одной из важных мыслительных операций человека, действующего на основе психической способности сопоставлять признаки сравниваемых объектов, оценивать их. Продуктом сравнения является принятие решения,
Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психологии рекламы 43
которое наиболее часто в литературе рассматривается как выбор. Социальное сравнение — понятие, которое означает сопоставление субъектом некоторых своих собственных характеристик с характеристиками другого субъекта на основе определенной принятой им системы ценностей. Как правило, общаясь, субъекты всегда сравнивают друг друга. Цель такого сравнения состоит в том, чтобы определить свой собственный статус по отношению к статусу другого субъекта для выявления возможности занять доминирующую позицию (Журавлев А.Л., 1999).
И. С. Кон считает, что индивид оценивает себя двояко: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Автор подчеркивает, что даже простое описание, фиксация того или иного качества большей частью включает в себя момент оценки и сравнения. «Вряд ли кто-нибуДь измерял длину своего носа в сантиметрах, — пишет И. С. Кон. — Однако каждый знает, большой у него нос или маленький, красивый или некрасивый. Постигается это путем сравнения. Прилежный, умный, сильный, красивый, вспыльчивый, послушный, старательный — все эти определения имеют оценочный смысл и обязательно предполагают сравнение с кем-то» (Кон И. С., 1978. С. 32-33).
В экспериментах американского психолога К. Гер гена (Gergen K.J., 1971) исследовалась динамика самооценок и социального сравнения. Людям, приглашенным на работу в фирму, предлагалось самостоятельно оценить некоторые свои личные качества. Затем в офисе, где проводилось собеседование, появлялся «еще один претендент на ту же должность», роли «претендентов» выполняли специально нанятые экспериментаторами люди. В одном случае это был хорошо одетый, самоуверенный, интеллигентного вида человек с портфелем в руке, в другом — опустившаяся личность (в грязной мятой рубашке и туфлях на босу ногу). После этого испытуемому предлагалось вновь заполнить бланк анкеты для самооценки. В результате, если в качестве претендента выступал хорошо одетый человек, то уровень самооценки испытуемого снижался, если плохо одетый — то самооценка повышалась. Таким образом, самооценки изменяются не только в зависимости от содержания и успешности выполняемой деятельности, но и от внешних факторов социального сравнения.
Проблема изучения механизмов социального сравнения получает определенные объяснения в рамках теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера (L. Festinger). Основываясь на этой теории, Л. Фестингер предположил, что если человек поступает вопреки своим убеждениям, то он будет испытывать некий диссонанс, который будет тем сильнее, чем слабее давление со стороны. Так, при сильном социальном давлении человек уже не будет чувствовать себя субъектом действия. Способом уменьшения диссонанса является изменение человеком своей первоначальной установки, приспособление ее к совершенному поступку, некое самооправдание. Если психологическое давление изменяется пропорционально силе диссонанса, то наибольшее изменение установки произойдет в ситуации наименьшего внешнего принуждения.
В эксперименте Л. Фестингера и Дж. Карлсмита (Festinger L., CarlsmithJ., 1959) двум группам студентов поручили по очереди выполнять однообразную, скучную работу. При этом испытуемых из второй группы, которые ожидали своей очереди
44 Психология рекламы
в коридоре, всячески убеждали, что студенты первой группы выполняют очень интересную работу. После выполнения работы обеими группами испытуемых членам первой заплатили по одному доллару, а членам второй — по двадцать. После того как испытуемых попросили оценить выполненную работу, члены первой группы заявили, что работа была «очень интересной». В свою очередь члены второй группы заявили, что работа была крайне неинтересной.
И. С. Кон так интерпретирует результаты данного эксперимента: «Когда человека подкупают и при этом взятка мала, он вынужден, раз уж взялся за дело, признаться себе, что его «купили по дешевке». Такое признание снижает его самоуважение, и, чтобы избежать этого, он убеждает себя, что поступил так не из-за «жалких денег», а по искреннему убеждению. Если же сумма велика, он объясняет свое поведение тем, что «никто не отказался бы от такой сделки». Менять свои действительные взгляды на предмет ему в этом случае не нужно: его поведение откровенно цинично» (Кон И. С., 1978. С. 94).
Социальное сравнение как мыслительная операция на уровне индивида основана на сопоставлении огромного количества объективных признаков субъектов: интеллект, способности, материальное благосостояние, сила, ловкость, вес соперника и пр. Для того чтобы использовать фактор сравнения в целях достилсения более высокого статуса, людям с древности была необходима рекламная деятельность (самореклама) — демонстрация собственных возможностей, иногда с некоторыми преувеличениями имеющегося потенциала, и отражение этих возможностей в знаковой форме (украшения, боевая раскраска, жесты, звуки, одежда, специальные формы выражения почтения, уважения, подчинения и пр.)’.
По мнению ряда авторов, психологическое понятие сравнения тесно связано с этическим понятием зависти. Так, философ Ф. Бэкон писал, что в зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти. Американский философ Б. Рассел однажды заявил, что именно зависть является основой демократии. Итальянский философ М. Унамуно, подтверждая данную идею, отмечал, что демократия завистлива, и что именно зависть побуждала демократические республики отменять титулы, почетные звания, ордена. Однако автор добавляет, что позже обычно места графов и маркизов занимали генералы, доктора наук и др. Анализируя данную ситуацию, российский исследователь Н. С. Пряжников пишет: «К сожалению, в последние годы в России отмечается настоящий «бум наград и премий». Более того, чем меньше создается сколько-нибудь значительных художественных шедевров, которые отражали бы то, что волнует людей в столь непростое время, тем больше таких «наград» и тем более помпезно все это обставляется на различных «презентациях» и «номинациях». » (Пряжников Н. С., 2000. С. 74-75).
В настоящее время статус человека в обществе, уровень его личных достижений определяется не непосредственно, в условиях многочисленных форм социальных сравнений. Кроме того, термин «социальное сравнение» вполне применим
В связи с этим возникает проблема: создает ли врожденная социальная мотивация психологический механизм сравнения или механизм сравнения приводит к возникновению и закреплению в психике человека социальных мотивов: честолюбия, престижа, доминирования и пр.? Однако решение этой проблемы предполагает исследования в области общей психологии, а также психогенетики и выходит за рамки психологии рекламы.
__________ Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психологии рекламы 45
к конкурирующим организациям и даже к соревнующимся на междуйародной арене государствам.
Источник
Теория социального сравнения
Часть серии по
Психология
Контур
История
Подполя
Теория социального сравнения , первоначально предложенная социальным психологом Леоном Фестингером в 1954 году [1], основана на убеждении, что внутри людей есть стремление к точной самооценке. Теория объясняет, как люди оценивают свое мнение и способности, сравнивая себя с другими, чтобы уменьшить неопределенность в этих областях и научиться определять себя.
Следуя первоначальной теории, исследования начали сосредотачиваться на социальном сравнении как способе самоулучшения [2] [3], вводя концепции нисходящих и восходящих сравнений и расширяя мотивацию социальных сравнений. [4]
СОДЕРЖАНИЕ
Исходная структура [ править ]
Теоретически Фестингер выдвинул девять основных гипотез:
Во-первых, он заявил, что у людей есть основное стремление оценивать свое мнение и способности и что люди оценивают себя с помощью объективных, несоциальных средств (Гипотеза I). [1]
Во-вторых, Фестингер заявил, что если объективные, несоциальные средства недоступны, люди оценивают свои мнения и способности по сравнению с другими людьми (Гипотеза II). [1]
Затем он выдвинул гипотезу о том, что тенденция сравнивать себя с другим человеком уменьшается по мере того, как разница между их мнениями и способностями становится все более расходящейся. [1] Другими словами, если кто-то сильно отличается от вас, вы с меньшей вероятностью будете сравнивать себя с этим человеком (Гипотеза III).
Затем он выдвинул гипотезу, что в случае способностей существует однонаправленное движение вверх, которое в большинстве своем отсутствует во мнениях. [1] Это стремление указывает на то, что нужно делать все лучше и лучше. [5] (Гипотеза IV).
Затем Фестингер предполагает, что существуют несоциальные ограничения, которые затрудняют или даже делают невозможным изменение своих способностей, и эти ограничения в основном отсутствуют для мнений. [1] Другими словами, люди могут изменить свое мнение, когда захотят, но независимо от того, насколько люди могут быть заинтересованы в улучшении своих способностей, могут быть другие элементы, которые делают это невозможным [5] (Гипотеза V).
Фестингер выдвигает гипотезу о том, что прекращение сравнения с другими людьми сопровождается враждебностью или унижением до такой степени, что продолжение сравнения с этими людьми влечет за собой неприятные последствия (Гипотеза VI).
Далее, любые факторы, которые увеличивают важность какой-либо конкретной группы как группы сравнения на основании определенного мнения или способности, будут усиливать давление в сторону единообразия в отношении этой способности или мнения внутри этой группы. Если между оценщиком и группой сравнения возникают расхождения, существует тенденция к уменьшению расхождений, либо пытаясь убедить других, либо изменяя их личные взгляды для достижения единообразия. Однако важность, актуальность и привлекательность группы сравнения, которая влияет на исходную мотивацию сравнения, опосредует давление в сторону единообразия (Гипотеза VII).
Его следующая гипотеза гласит, что если люди, которые сильно расходятся с его собственным мнением или способностями, воспринимаются как отличающиеся от него по признакам, согласующимся с расхождением, тенденция к сужению диапазона сопоставимости становится сильнее (Гипотеза VIII).
Наконец, Фестингер выдвинул гипотезу о том, что, когда в группе существует диапазон мнений или способностей, относительная сила трех проявлений давления в сторону единообразия будет разной для тех, кто близок к модусу группы, чем для тех, кто далеки от нее. режим. Те, кто близок к моде, будут иметь более сильные тенденции к изменению позиций других, более слабые тенденции к сужению диапазона сравнения и даже более слабые тенденции к изменению своих собственных мнений (Гипотеза IX). [1]
Теоретические достижения [ править ]
С момента своего создания первоначальная структура претерпела несколько улучшений. Ключевыми среди них являются достижения в понимании мотивов, лежащих в основе социальных сравнений, и конкретных типов проводимых социальных сравнений. Мотивы, которые имеют отношение к социальному сравнению, включают самоулучшение [2] [3] поддержание положительной самооценки, [6] компоненты атрибуции и подтверждения [7] и избегание закрытия. [8] [9] Несмотря на то, что в первоначальную концепцию Фестингера произошли изменения, многие фундаментальные аспекты остались, включая преобладание тенденции к социальному сравнению и общий процесс, которым является социальное сравнение.
Самооценка [ править ]
Согласно Тортону и Эрровуду, самооценка — одна из функций социального сравнения. Это один из процессов, лежащих в основе того, как индивид участвует в социальном сравнении. [10] Конкретные цели каждого человека будут влиять на то, как они будут участвовать в социальном сравнении. Для самооценки люди склонны выбирать цель сравнения, аналогичную им самим. [11] В частности, они больше всего заинтересованы в выборе цели, которая разделяет с ними некоторые отличительные черты. Исследования показывают, что большинство людей считают, что выбор аналогичной цели помогает обеспечить точность самооценки. [12] Однако люди не всегда действуют как непредвзятые самооценки, и точная самооценка не может быть основной целью социального сравнения.
Самоулучшение [ править ]
Люди также могут стремиться к самосовершенствованию или повышению самооценки. [11] Они могут интерпретировать, искажать или игнорировать информацию, полученную путем социального сравнения, чтобы видеть себя более позитивно и способствовать достижению своих целей самосовершенствования. Они также выберут восходящие (сравнивая себя с кем-то более обеспеченным) или нисходящие (сравнивая себя с кем-то более бедным), в зависимости от того, какая стратегия будет способствовать достижению их целей самосовершенствования. Они также могут избегать периодов сравнения или некоторых типов сравнений. В частности, когда человек считает, что его способности в определенной области низки, он будет избегать социальных сравнений в этой области. В отличие от целей самооценки, люди, участвующие в социальном сравнении с целью самосовершенствования, могут не искать цель, похожую на них самих. Фактически, если сходство цели рассматривается как угроза,из-за того, что цель превосходит индивидуума в каком-то измерении, индивидуум может преуменьшать сходство цели с самим собой. Это понятие тесно связано с явлениями в психологии, введенными также самим Леоном Фестингером, поскольку оно связано с уменьшением когнитивного диссонанса. Человек не хочет воспринимать себя таким образом, чтобы преуменьшить значение его первоначального убеждения, на котором основана его самооценка, и поэтому, чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, он готов изменить когнитивное представление о другом человеке, которого сравнивают. к, так что собственная вера в себя остается неизменной. Это фактически приводит к сравнению яблок с апельсинами или психологическому отрицанию.человек может преуменьшать сходство цели с самим собой. Это понятие тесно связано с явлениями в психологии, введенными также самим Леоном Фестингером, поскольку оно связано с уменьшением когнитивного диссонанса. Человек не хочет воспринимать себя таким образом, чтобы преуменьшить значение его первоначального убеждения, на котором основана его самооценка, и поэтому, чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, он готов изменить когнитивное представление о другом человеке, которого сравнивают. к, так что собственная вера в себя остается неизменной. Это фактически приводит к сравнению яблок с апельсинами или психологическому отрицанию.человек может преуменьшать сходство цели с самим собой. Это понятие тесно связано с явлениями в психологии, введенными также самим Леоном Фестингером, поскольку оно связано с уменьшением когнитивного диссонанса. Человек не хочет воспринимать себя таким образом, чтобы преуменьшить значение его первоначального убеждения, на котором основана его самооценка, и поэтому, чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, он готов изменить когнитивное представление о другом человеке, которого сравнивают. к, так что собственная вера в себя остается неизменной. Это фактически приводит к сравнению яблок с апельсинами или психологическому отрицанию.Человек не хочет воспринимать себя таким образом, чтобы преуменьшить значение его первоначального убеждения, на котором основана его самооценка, и поэтому, чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, он готов изменить когнитивное представление о другом человеке, которого сравнивают. к, так что собственная вера в себя остается неизменной. Это фактически приводит к сравнению яблок с апельсинами или психологическому отрицанию.Человек не хочет воспринимать себя таким образом, чтобы преуменьшить значение его первоначального убеждения, на котором основана его самооценка, и поэтому, чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, он готов изменить когнитивное представление о другом человеке, которого сравнивают. к, так что собственная вера в себя остается неизменной. Это фактически приводит к сравнению яблок с апельсинами или психологическому отрицанию.Это фактически приводит к сравнению яблок с апельсинами или психологическому отрицанию.Это фактически приводит к сравнению яблок с апельсинами или психологическому отрицанию.
Восходящие и нисходящие социальные сравнения [ править ]
Уиллс ввел концепцию нисходящего сравнения в 1981 году. [3] Нисходящее социальное сравнение — это защитная тенденция, которая используется как средство самооценки. Когда человек смотрит на другого человека или группу, которые, по его мнению, находятся в худшем положении, чем они сами, чтобы лучше чувствовать себя или личную ситуацию, он проводит социальное сравнение в нисходящем направлении. Исследования показали, что социальные сравнения с другими людьми, которые находятся в лучшем положении или выше, или сравнения снизу вверх могут снизить самооценку [13], тогда как сравнения снизу вверх могут повысить самооценку. [14] Теория нисходящего сравнения подчеркивает положительный эффект сравнений в повышении субъективного благополучия. [3] Например, было обнаружено, что пациенты с раком груди в большинстве сравнений с пациентами менее удачливы, чем они сами. [15]
Хотя исследование социального сравнения показало, что сравнение снизу вверх может снизить самооценку, Коллинз указывает, что это не всегда так. [16] Люди проводят восходящие сравнения, сознательно или подсознательно, когда они сравнивают себя с человеком или группой сравнения, которую они считают выше или лучше, чем они сами, чтобы улучшить свои взгляды на себя или создать более позитивное восприятие своей личной реальности. Социальные сравнения снизу вверх проводятся для самооценки и самосовершенствования в надежде, что самосовершенствование также произойдет. В восходящем социальном сравнении люди хотят верить в то, что они являются частью элиты или выше, и проводят сравнения, подчеркивая сходство между собой и группой сравнения, в отличие от нисходящего социального сравнения, где сходства между отдельными людьми или группами не связаны. [8]
Также было высказано предположение, что восходящие сравнения могут вдохновить на улучшение, и в одном исследовании было обнаружено, что, хотя пациенты с раком груди делали больше нисходящих сравнений, они предпочитали информацию о более удачливых других. [17]
Другое исследование показало, что люди, сидящие на диете, часто использовали восходящие социальные сравнения, размещая фотографии худых людей на своих холодильниках. [16] Эти фотографии служили не только напоминанием о текущем весе человека, но и вдохновением на достижение цели. Проще говоря, нисходящие социальные сравнения с большей вероятностью заставят нас чувствовать себя лучше, в то время как восходящие социальные сравнения с большей вероятностью будут мотивировать нас достигать большего или достигать большего.
Модераторы социальных сравнений [ править ]
Аспинуолл и Тейлор рассматривали настроение, самооценку и угрозу как модераторы, побуждающие людей делать выбор в пользу социальных сравнений вверх или вниз. [18] Нисходящие сравнения в случаях, когда люди испытали угрозу своей самооценке, дали более благоприятные самооценки.
Высокая самооценка и социальное сравнение [ править ]
Аспинуолл и Тейлор обнаружили, что восходящие социальные сравнения были хороши в обстоятельствах, когда люди, проводившие сравнения, обладали высокой самооценкой, потому что эти типы сравнений давали им больше мотивации и надежды, чем нисходящие социальные сравнения. [18] Однако, если эти люди недавно испытали угрозу или снижение их самооценки, они сообщали, что восходящие сравнения приводили к более негативному влиянию, чем нисходящие сравнения.
Низкая самооценка и социальное сравнение [ править ]
Однако люди с низкой самооценкой или люди, которые испытывают какую-либо угрозу в своей жизни (например, плохо учатся в школе или страдают от болезни), как правило, предпочитают сравнения вниз, а не сравнения вверх. Люди с низкой самооценкой и негативными эмоциями улучшают свое настроение, делая нисходящие сравнения. Их настроение не улучшается так сильно, как если бы у них была высокая самооценка. Даже для людей с низкой самооценкой эти нисходящие социальные сравнения действительно улучшают их негативное настроение и позволяют им почувствовать надежду и мотивацию для своего будущего.
Влияние / настроение и его влияние на социальное сравнение [ править ]
Люди с плохим настроением улучшают свое настроение, делая восходящие социальные сравнения, независимо от их уровня самооценки. Кроме того, как люди с высокой самооценкой, так и люди с низкой самооценкой, находящиеся в позитивном настроении, еще больше повышают свое настроение, проводя восходящие сравнения. Однако для тех, кто недавно столкнулся с угрозой своей самооценке или неудачей в своей жизни, проведение социальных сравнений вверх вместо социальных сравнений вниз приводит к более негативным последствиям. Самооценка и наличие угрозы или неудачи в жизни человека являются двумя модераторами их реакции на сравнения вверх или вниз.
Конкурентоспособность [ править ]
Поскольку в случае способностей людей подталкивают вверх, социальные сравнения могут стимулировать конкуренцию между сверстниками. [19] В этом отношении психологическая значимость сравнения зависит от социального статуса человека и контекста, в котором оцениваются его способности.
Социальный статус [ править ]
Конкурентоспособность, возникающая в результате социальных сравнений, может быть выше в связи с более высоким социальным статусом, потому что люди с более высоким статусом могут больше терять. В одном исследовании учащимся в классе была представлена программа бонусных баллов, в которой, исходя из случайности, оценки для одних учащихся повышались, а оценки для других оставались прежними. Несмотря на то, что учащиеся не могли проиграть по этой программе, люди с более высоким статусом с большей вероятностью возражали против программы и с большей вероятностью сообщали о предполагаемой несправедливости распределения . Было высказано предположение, что это было когнитивным проявлением отвращения к нисходящей мобильности , которая имеет большее психологическое значение, когда человек имеет более высокий статус. [20]
Близость к стандарту [ править ]
Когда люди оцениваются там, где существуют значимые стандарты, например, в академическом классе, где учащиеся ранжируются, тогда конкурентоспособность возрастает по мере приближения к стандарту успеваемости. Когда единственным значимым стандартом является высший уровень, тогда высокопоставленные лица наиболее конкурентоспособны со своими сверстниками, а люди с низкими и средними рангами одинаково конкурентоспособны. Однако, когда важны как высокие, так и низкие ранги, тогда люди с высокими и низкими рангами одинаково конкурентоспособны, и оба они более конкурентоспособны, чем люди со средними рангами. [21] [22]
Модели социального сравнения [ править ]
Модель обслуживания самооценки [ править ]
Модель SEM предлагает проводить сравнения, чтобы поддерживать или улучшать нашу самооценку, уделяя особое внимание антагонистическим процессам сравнения и размышления. [13] Абрахам Тессер провел исследование динамики самооценки, которое приняло несколько форм. Модель социального поведения с поддержанием самооценки (SEM) фокусируется на последствиях выдающейся работы другого человека для его собственной самооценки. В нем обрисованы некоторые условия, при которых хорошая работа другого способствует самооценке, т. Е. «Купание в отраженной славе», и условия, при которых это угрожает самооценке посредством процесса сравнения. [25]
Прокси-модель [ править ]
Прокси-модель предполагает успех чего-то незнакомого. Модель предполагает, что если человек успешен или знаком с задачей, то он или она также добьются успеха в новой аналогичной задаче. Прокси-сервер оценивается по способностям и отвечает на вопрос «Могу ли я сделать X?». Сравнение прокси основано на предыдущих атрибутах. Мнение сравнивающего и то, приложил ли поверенный максимум усилий для выполнения предварительной задачи, являются переменными, влияющими на его или ее мнение. [8]
Триадическая модель [ править ]
Триадная модель строится на элементах атрибуции социального сравнения, предлагая, чтобы мнения о социальном сравнении лучше всего рассматривать с точки зрения трех различных оценочных вопросов: оценка предпочтений (например, «Нравится ли мне X?»), Оценка убеждений (например, «Является ли X правильный? «) И прогноз предпочтений (например,» Понравится ли мне X? «). В Триадической модели наиболее значимые сравнения проводятся с человеком, который уже испытал прокси и демонстрирует последовательность в связанных атрибутах или прошлых предпочтениях. [8]
Модель трех я [ править ]
Модель трех «я» предполагает, что теория социального сравнения представляет собой комбинацию двух различных теорий. Одна теория основана на мотивации и факторах, которые влияют на тип информации о социальном сравнении, которую люди ищут в своем окружении, а вторая — о самооценке и факторах, влияющих на влияние социальных сравнений на суждения о себе. [24] Хотя в области мотивов сравнения было проведено много исследований, в области сравнительной оценки было проведено мало исследований. Объясняя, что «я» задумано как взаимосвязанные концепции, доступные в зависимости от текущего контекста суждения [26], и опираясь на социальную когнитивную теорию , эта модель исследует эффект ассимиляции.и различает три класса работающих идей Я-концепции : индивидуальные «я», возможные «я» и коллективные «я».
Социальная принадлежность [ править ]
Когда люди оказываются в двусмысленной и запутанной ситуации, они присоединяются к другим, чтобы получить необходимую информацию. Однако тип человека, с которым они хотят сотрудничать, зависит от таких факторов, как беспокойство, смущение и предполагаемые знания, которыми обладает другой человек. [27]
Misery Loves Company [ править ]
В ситуации, вызывающей тревогу, люди обычно предпочитают присоединиться к другим. [27] В исследовании, проведенном Schatcher (1959), женщинам сказали, что они участвовали в исследовании по изучению поражения электрическим током. Участники были либо в состоянии низкой тревожности, участникам сказали, что шок будет покалыванием, и в комнате не было электрического оборудования, либо в состоянии повышенной тревожности, участникам сказали, что шок причинит боль, и в комнате было много электрического оборудования. Затем участников спросили, хотят ли они подождать в одиночку или с другими. Две трети участников в состоянии высокой тревожности предпочли присоединиться, чем одна треть участников в состоянии низкой тревожности. [4]
Несчастье любит жалкую компанию [ править ]
Ситуация с высоким уровнем тревожности увеличивает привязанность. Однако участники с большей вероятностью присоединятся к людям, которые могут дать им информацию о вызывающей тревогу информации, и столкнутся с той же угрозой, что и они. [27] Это открытие было исследовано путем увеличения беспокойства у всех участников путем помещения их в комнату с большим количеством электрического оборудования и информирования о том, что электрический ток причинит боль. Затем участников разделили на два условия: аналогичное условие, когда они могли ждать с другими, ожидающими потрясения, и другое, где они могли ждать с другими, которые ожидали встречи со своим профессором. Шестьдесят процентов участников в аналогичном состоянии присоединились к нему, в то время как ни один из разнородных участников не присоединился. [4]
В некоторых ситуациях смущение может снизить степень аффилированности, даже если ситуация неоднозначна и сбивает с толку. Эффект смущения исследовали, приписывая участникам одно из трех условий. Состояние страха включало комнату, в которой находилось электрическое оборудование и информационные листки по сексу. Неоднозначное условие касалось комнаты, в которой были ящики, заполненные бланками. Состояние смущения включало комнату, содержащую сексуальные устройства и принадлежности. Как и ожидалось, больше всего присоединились те, кто находится в состоянии страха, за ними следуют те, кто находится в неоднозначном состоянии. Однако те, кто находится в затруднительном положении, тратят очень мало аффилированных лиц, несмотря на беспокойство, вызванное ситуацией. [27]
Влияние СМИ [ править ]
Было обнаружено, что средства массовой информации играют большую роль в социальных сравнениях. Исследователи, изучающие социальные эффекты СМИ, использовали теорию социального сравнения и обнаружили, что в большинстве случаев женщины склонны участвовать в восходящих социальных сравнениях с целевым другом, что приводит к более негативным чувствам к себе. У большинства женщин есть ежедневная возможность проводить восходящее сравнение, сравнивая себя с той или иной формой общественного идеала. Социальные сравнения стали подходящим механизмом для изучения социальных ожиданий сверстников, связанных с внешним видом, и для оценки себя с точки зрения этих стандартов. (Джонс, 2001, стр. 647).
Хотя мужчины все же проводят восходящие сравнения, исследования показывают, что все больше женщин проводят восходящие сравнения и сравнивают себя с нереально высокими стандартами, представленными в СМИ. [28] По мере того, как женщинам показывают в средствах массовой информации все больше изображений сильных, успешных и худых женщин, они воспринимают «идеал» как норму для социальных представлений о привлекательности. В последние годы платформы социальных сетей, такие как Facebook и Instagram, сделали это более распространенным, поскольку социальные сети позволяют легче сравнивать себя с «идеалом». Некоторые женщины сообщают о том, что в целях самомотивации проводят положительные сравнения в положительной манере, но большинство сравнений снизу вверх делается, когда человек чувствует себя хуже, и поэтому вызывает негативный оттенок.
Самооценка сходства с ролевыми моделями в социальных сетях также может повлиять на самооценку как мужчин, так и женщин. Наличие большего самооценки сходства с образцом для подражания может помочь повысить самооценку, а меньшее — снизить самооценку. [29] Социальное сравнение со сверстниками в социальных сетях также может вызывать чувство жалости к себе или удовлетворение. Стремление к социальному сравнению может вызвать FoMO и принудительные проверки сайтов социальных сетей.
Критика [ править ]
Возникло много критических замечаний относительно гипотезы сходства Фестингера. Дойч и Краусс [30] утверждали, что люди на самом деле ищут непохожих других в своих сравнениях, утверждая, что это важно для обеспечения ценного самопознания, как показали исследования. [31] [32] Неоднозначность также распространялась в отношении важных аспектов сходства. Геталс и Дарли разъяснили роль сходства, предположив, что люди предпочитают сравнивать тех, кто похож по связанным атрибутам, таким как мнения, характеристики или способности, чтобы повысить уверенность в оценочных суждениях, однако те, кто отличается по связанным атрибутам, предпочтительнее при подтверждении своих убеждений. [7]