Искусственный интеллект. Пути познания
Познание — путь к знанию,
Знание — основа научного интересного познания.
/Серж Пьетро/
Три пути познания Бэкона.*
Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.
Это:
«путь паука»;
«путь муравья»;
«путь пчелы».
«Путь паука» — получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
«Путь муравья» — такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
«Путь пчелы», по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
_______
Фрэнсис Бэкон, 1561 — 1626, английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Один из первых крупных философов Нового времени, Бэкон был сторонником научного подхода и разработал новый, антисхоластический метод научного познания. Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных. Главные произведения: «Опыты, или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида».
Для развития интеллекта создаются даже некоторые небезинтересные правила.
/ По мотивам интернет-информации о выступлении Якоба Нильсена – главы одной из фирм./
1. И быстрых разумом Ньютонов…
Взаимодействие между памятью и внешним миром должно быть как можно более логичным и быстрым. Человек или комплекс (системы человека, комплекса и его мозга – распознающая, запоминающая, нервная, другие.) всегда должен ориентироваться и хорошо понимать, что происходит в его памяти и вне её.
2. Разумное общение памяти с реальным миром.
Память должна общаться на языке, понятном человеку (его интеллектуальной /распознающей/ системе мозга и нервной системе). Использование слов, фраз и понятий, знакомых человеку в реальном мире (и его реагирующей на внешние воздействия нервной системе), намного предпочтительнее, чем использование специализированных терминов, требующих обращения к внешнему миру (внешним источникам).
3. Свобода действий.
Дайте памяти возможность давать команды отмены действий нервной и тактильной системам рук, пальцев (ног, головы, туловища), а также команды возможности возврата к ранее отменённым действиям. Память может ошибаться, поэтому она всегда должна предоставлять очевидный шанс нервной системе “вернуть, как было”, приложив при этом минимум усилий.
4. Единообразие и стандарты.
Не путайте свою память /запоминающую систему/, описывая одни и те же вещи разными словами и терминами. Придерживайтесь единообразия и следуйте научно- и практически-обоснованным стандартам.
Однажды поняв принцип работы вашего ресурса (возможностей мозга), нервная (командно-устанавливающая состояние человека) система должна быть уверена, что вне зависимости от его перемещений по внешним источникам, это понимание его не покинет. Всегда следуйте одним и тем же правилам внутри своей памяти и нервной системы, выработанным или интеллектуально приобретаемым.
5. Предотвращение негативных воздействий.
Сведите к минимуму количество внешних и внутренних условий, в которых могут быть допущены ошибки.
Даже самые понятные сообщения об ошибках не смогут сделать деятельность и состояние нервной системы настолько дружелюбным, насколько это сделает продуманная логика работы, позволяющая их предотвращать. Например, можно давать памяти подсказки, поясняющие, какую информацию надо вводить, а какую не воспринимать или воспринимать философски (без вреда памяти и/или нервной системе).
6. На виду, а не в памяти.
Не заставляйте память запоминать большое количество объектов, действий и опций. Память не должна держать в голове информацию, перемещаясь из одной части своей запоминающей системы в другую или вне её и потом обратно.
Например, хорошим тоном является знание информации о том, что и как (в каком алфавитном или ином ассоциативном отсеке памяти, в долговременной памяти, например), получить.
7. Гибкость и эффективность.
Не нагружайте память лишней информацией, предоставьте ей возможность совершать часто повторяющиеся действия как можно быстрее и проще.
Упрощайте функции, которыми память пользуется чаще всего.
8. Эстетичный и минималистичный дизайн.
Память не должна содержать бесполезной или устаревшей информации. Каждое лишнее слово делает восприятие всё более трудным и лишает память возможности найти то, за чем поисковая система мозга (и нервной системы) обратилась к ней.
Сокращайте пользование старой и ненужной информацией.
9. Подумай прежде чем подумать. /Станислав Ежи Лец./
Понимание проблем и их решение.
Сообщения об ошибках должны быть выражены на языке, понятном памяти и нервной системе, как можно более точно описывайте себе проблему и предоставляйте себе возможные варианты её решения.
Не пользуйтесь некорректными (и непредсказуемыми по результатам поиска, в негативных целях) запросами в свою память.
10. Справочные материалы и документация памяти.
Даже если память может использоваться без документации, в процессе работы ей всё же может потребоваться справочная информация. Подобные документы должны составляться в запоминающей области памяти таким образом, чтобы в них легко было найти необходимое.
Справочные материалы должны быть лаконичными и содержать только чёткие и максимально понятные руководства к действиям и оптимальные для различных ситуаций алгоритмы действий.
11. Помните о времени запоминания:
Процессы запоминания информации в мозге.
Ультракороткая память (18 секунд). Первый фильтр восприятия; мгновенная реакция; электрическая основа.
Кратковременная память (до 20 минут). Вещественное закрепление; химическая основа.
Долговременная память (более 20 минут). Ввод с ориентацией; химико-биологическая основа: синтез протеина
12. Не забывайте про усилители памяти (правильное питание и режим дня, физическое состояние организма и окружающей среды, правильная звуковая атмосфера, др.) и уничтожители памяти (отвлекающие шумовые воздействия, нервные стремы, алкоголь, и т.п.)
Источник
Три пути познания по Бэкону.
Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм.
Эмпиризм.
Эмпиризм— направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание — сила». Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.
Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.
Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма— заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.
В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила».
Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.
Под индукциейфилософ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).
Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.
Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).
Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.
Три пути познания по Бэкону.
Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.Это:
«Путь паука»— получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
«Путь муравья»— такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический
• эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
«Путь пчелы»,по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками»(«идолами») и определяет четыре их разновидности:
•призраки рода;
Призраки родаи призраки пещеры— врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.
В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.
Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — «пещера») отражается в конечном результате познания.
Призраки рынкаи призраки театра— приобретенные заблуждения.
Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.
Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).
Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знание».
Рационализм.
Рационализм(от лат. ratio —разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.
Согласно онтологическому рационализмув основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о «чистых идеях», которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир («мир вещей») является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).
Основная идея гносеологического рационализмазаключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания
Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — «Знание — сила»).
Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт(1596 — 1650) — видный французский философ и ученый-математик.
Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
• обосновал ведущую роль разума в познании;
• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
• выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
То, что в основе бытия и познания лежит разум,Декарт доказал следующим образом:
• в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
• следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;
• мыслить может реально существующий человек;
• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежатьтолько разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 5330 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник