2 построения способы их выполнения

Строевые упражнения

Строевые упражнения — неотъемлемая часть каждого урока.

С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.

Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий. Противоположная сторона носит название «левой». Со стороны правофлангового короткая сторона носит название «верхней границы», а противоположная «нижней». Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой — центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

4. Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

5. Тыл — сторона строя, противоположная фронту.

6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,

7. Ширина строя — расстояние между фронтами.

8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

10. Глубина строя — это расстояние от впереди стоящего (от первой шеренги) до позади стоящего занимающегося (до последней шеренги) в колонне.

11. Двухшеренговый строй — занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд — занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий — занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

14. Замыкающий — занимающийся, двигающийся последним в колонне

Основные правила произношения команд.

1. Команды разделяются на предварительную и исполнительную / «Шагом — Марш!», «Направо!»/ Но есть команды только исполнительные / «Равняйсь!», «Смирно!»/.

2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!».

3. При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй , затем направление движения и способ исполнения.

Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:

2. Строевые приемы на месте.

3. Перестроения на месте.

4. Способы передвижения.

5. Перемена направления движения.

6. Перестроения в движении.

7. Размыкание и смыкание.

1. Построения.

1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:

1 Построение в шеренгу. Для построения в шеренгу преподавателю необходимо встать лицом к фронту в положение «смирно», в той точке , где должен стоять правофланговый и подать команду » в одну / две , три и т. д./ шеренгу- становись»! Группа выстраивается слева от него.

2 Построение в колонну. Подается команда : «В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!».

Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение «смирно» на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.

3 Для построения в круг произносится: «Встаньте в круг».

2. Строевые п риемы на месте.

1. «Равняйсь!» Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.

2. «Смирно!». По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.

3. «Вольно!» По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,

4. «Правой/левой/- Вольно!». Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.

5. «Отставить!» Поданной команде применяется предшествующее положение.

6. «Нале- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на

левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

7. «Напра- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

8. «Кру- гом!» Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.

3. Перестроения на месте.

1. Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подается команда: «На первый- второй- расчитайсь!». Затем подается команда: «В две шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчет 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: «В одну шеренгу — стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперед /два/ и приставляют левую /три/.

2. Перестроение из одной шеренги в три. Подается команда: » По три -расчитайсь!»

Затем вторая команда: «В три шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперед / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу стройся!». Перестроение происходит в обратном порядке.

Читайте также:  Microbiome science lipikar baume ap m способ применения

3. Перестроение из шеренги «уступами».

В зависимости от того, сколько шеренг надо построить и подается соответствующая команда: «На 9, 6,3 на месте — расчитайсь!». — Вторая команда: «По расчету шагом — марш!»

Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчет до того момента, когда первая шеренга приставит ногу /делая подсчет 7, или 10/. Для обратного построения подается команда: «Кругом!», а затем: «На свои места шагом -марш!». По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом.

4. Перестроение из одной колонны в три «уступом».

После предварительного расчета по три подается команда: «Первые номера два/три, четыре и т.д./ шага вправо, третьи номера два/три, четыре и т.д./ шага влево шагом марш!» Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом- марш!» Перестроение выполняется приставными шагами.

4. Способы передвижения.

1. Ходьба на месте. Команда: «На месте шагом — марш!» /слово «марш» произносится кратко/. «Направляющий, на месте!», подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как привыполнении упражнений в движении, дистанция как правило больше. По команде: «На месте» все занимающиеся обозначают шаг на месте, независимо от того, какая у них дистанция.

2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : «Прямо!» подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.

3. Прекращение движения. Команда: «Класс. Стой!» подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

4. Ходьба. Команда: «Шагом- марш!» подается для всякого движения шагом с места. Движение начинается с левой ноги. Команда : «Обычным шагом- марш!» применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу.

5. Строевой шаг. Шаг. При котором ногу надо выносить на 15- 20 см. от пола, держа ступню горизонтально, ставить ногу на всю ступню, При движении рук .вперед, сгибать их так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса, при движении назад рука выпрямляется и отводится до отказа в плечевом суставе. Подается команда: «Строевым шагом — марш!»

в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-же!».

7. Переход с шага на бег и обратно. Подается команда: «Бегом — марш!» При переходе с бега на шаг подается команда: «Шагом- марш!». «Марш» подается под правую ногу

5. Перемена направления движения.

1. Движение в обход. Команда: «Налево /направо/ в обход шагом — марш!» Если команда подается во время движения, то исполнительная команда «Марш!» должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

2. Движение по диагонали. Подается команда: «По диагонали — марш!

3. Движение противоходом. Подается команда: «Противоходом направо/ налево/ шагом- марш!». Интервал между колоннами — один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; «Противоходом внутрь/наружу/ марш!».

4. Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противохо-ду Команды: «Противоходом налево/направо шагом- марш!», «Змейкой-марш!»

5. Движение по спирали. Команда: «По спирали- марш!». Исполнительная команда подается на одной из середин зала. При выходе из спирали подается команда; «Противоходом — марш!», или «Кругом- марш!»,

6. Движение открытой петлей. При движении в обход подается команда: «Налево большой открытой петлей- марш!». По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

6. Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении. При движении группы налево в обход, как правило, на верхней или нижней границы зала подается команда: «В колонну по два / по три и т.д./ налево — марш!» После поворота первой двойки следующие делают поворот самостоятельно. Для обратного перестроения подаются команды: «Напра-во!», «(слева в обход; налево, в колонну по одному) шагом -марш!».

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: «Через центр- марш!», как правило, подается на одной из середин зала Команда: «В колонну по одному направо и налево в обход- марш! » подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: «В колонну по два через центр- марш!» Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: «В колонны по одному направо и налево в обход шагом — марш!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая — налезо. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: «В колонну по одному через центр — Марш!».

Читайте также:  Как нефть добывается двумя способами

7. Размыкание и смыкание.

1. Команды: «Направо/налево/ от середины на столько- то шагов «Разомкнись!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево/направо, к середине/ сомкнись!». Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: «бегом».

2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: «От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!». После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: «К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!» Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на два шага» и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

4. Размыкание дугами. Из колонны по четыре , по команде: «Дугами/или дугами назад/ разомкнись!» вторые и третьи номера пятью шагами но дуге/ вперед/ выходят наружу от крайних на два шага, приставляют ногу на 7-8-и счеты поворачиваются кругом, а затем /с третьего счета/ выходят дугами назад на установленные места и приставляют ногу. Для смыкания подается команда: «Дугами/дугами назад/ сом-кнись!»

Источник

Построения и перестроения

Построения и перестроения характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.

Построение — действия учащихся по команде или распоряже­нию учителя для принятия определенного строя.

Построение в шеренгу осуществляется по команде «Класс, (группа, отделения) в одну (две, три) шеренгу — становись!» Подавая команду, учи­тель (групповод) становится лицом в сторону фронта в положение строевой стойки, а класс (группа) выстраивается слева от него (рис. 3а). С началом построения учитель (групповод отделения) становится перед серединой строя и следит за ее построением (рис. 3б). В двухшереножном строю последний ряд в каждом отделении должен быть полным (рис. 3в, стр. 26).

Рис. 3 Расположение учителя при построении в шеренгу

а — расположение учителя в начале команды

б — одношереножный строй

в — двухшереножный строй

Построение в колонну осуществляется по команде: «В колонну по одному, (рис. 4а); два, три и т.д. (рис. 4б) — Становись!». Учащиеся выстраива­ются за учителем.

Рис. 4 Расположение учителя при построении в колонну

а – в колонну по одному

б – в колонну по два

Построение в круг выполняется по команде «В круг – становись!». Для построения в круг из шеренги возможны два способа: а) учащиеся берутся за руки, а учитель, левой рукой захватывает правую руку направляющего, двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего (рис. 5а);

б) учитель становится против ученика посередине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает распоряжение: «Держась за руки, построиться в круг». Ученик в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево и вправо от него, образуя круг вокруг учителя (рис.5б).

Рис. 5 Построение в круг

Перестроение — действия учащихся по команде или распоря­жению учителя, связанные с переменой вида строя.

Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый – второй по команде: «В две шеренги — стройся!» По этой команде первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, при­ставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают за вторым номером (рис. 6). Перестроение из двух шеренг в одну производится по ко­манде: «В одну шеренгу — стройся!», при этом все действия вы­полняются в обратном порядке.

Рис. 6 Перестроение из одной шеренги в две

Перестроение из одной шеренги в три выполняется после пред­варительного расчета «по три». Для этого подается команда: «В три шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, при­ставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают за вторым номером. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую — на шаг в сторону (счет «два») и, пристав­ляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и вторых номеров происходит одновременно (рис. 7). Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу — стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.

Рис. 7 Перестроение в три шеренги

Перестроение из колонны по одному в колонну по два произво­дится по команде: «В колонну по два — стройся!» Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две. Предварительно производится расчет на «первый-второй», затем подается команда. По исполнительной части команды вторые на счет «раз» делают левой ногой шаг влево; на счет «два», не приставляя правую, — шаг вперед, чтобы выровняться с первым номером; на счет «три» приставляют левую ногу. Обратное перестроение выполняется по команде «В одну колонну – стройся!». По этой команде вторые номера на счет «раз» делают шаг левой назад; на «два» — шаг правой, встав в затылок первым, и на «три» приставляют левую ногу.

Читайте также:  Укажите наиболее эффективный способ борьбы с отечественными монополиями

Перестроение из колонны по одному в колонну по три произво­дится по команде: «В колонну по три — стройся!». Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в три. Предварительно производится расчет по три. По исполнительной команде вторые номера стоят на месте; первые делают шаг влево — назад и встают рядом со вторыми слева от них; третьи делают шаг вправо — вперед и тоже встают рядом со вторыми, но справа от них. Перестроение из колонны по три в одну колонну выполняется в обратной последовательности.

Перестроение уступами из шеренги выполняется после предва­рительного расчета: «Шесть, три, на месте!» или «Девять, шесть, три, на месте!» Для этого подается команда: «По расчету шагом — марш!» Учащиеся выполняют соответствующее расчету число ша­гов и приставляют ногу (рис.8). Обратное перестроение производится по команде: «На свои места шагом — марш!» Учащиеся поворачива­ются кругом, идут на свои места и затем делают поворот кругом.

Рис. 8. Перестроение уступами из шеренги

Перестроение уступами из колонны по одному в колонну по три (по четыре) производится также после предварительного расчета. Возможны такие же варианты расчета, как при перестроении ус­тупами из одной шеренги в три (четыре), в этом случае использу­ется команда: «Влево (вправо) по расчету приставными шагами — марш!» При обратном перестроении подается команда: «На свои места приставными шагами — марш!»

Перестроение из шеренги захождением плечом производится после предварительного расчета по три (четыре) по команде: «Правое (левое) плечо вперед шагом — марш!» Учащиеся про­двигаются по радиусу круга до очередной команды. В момент, ког­да учащиеся перестроятся в нужном для учителя положении, мо­гут подаваться следующие команды: «Класс — стой!», «На месте!» (рис. 9, стр. 30).

Рис. 9 Перестроение из шеренги захождением плечом

Для перестроения в движении, из колонны по одному в колонну по три (четыре) одновременным поворотом налево (направо) по­дается команда: «Налево (направо) в колонну по три (четыре) — марш!». Исполнительная команда «марш!» пода­ется под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (чет­верки) последующие выполняют его на том же месте; ко­манду «марш!» подает замыкающий каждой тройки. При перестро­ении таким способом учитель может попутно дать указания об интервале и дистанции (рис. 10а). Для обратного перестроения класс пово­рачивается налево (направо) и подается команда: «Справа (слева) в обход налево (направо) в колонну по одному шагом — марш!» (рис.10б).

Рис. 10. Перестроение группы из колонны по одному в колонну

по три «поворотом в движении» (а); с последующим

перестроением в колонну по одному (б)

Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда: «Через центр — марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней сере­дине зала подается команда: «В колонну по одному направо и нале­во в обход — марш!» (дробление, рис. 11а). При встрече колоннподается команда: «Через центр в колонну по два — марш!» (сведение, рис. 11б).

Рис. 11 Способы перестроения

а – дроблением; б – сведением

Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить учащихся в колонну по четыре, восемь и т.д.

Обратное перестроение разведением и слиянием произво­дится по команде: «В колонну по два направо и налево в обход — марш!» (разведение). При встрече колонн подается команда: «Че­рез центр в колонну по два — марш!» (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить учащихся в колонну по одному (рис.12 а, б)

Рис. 12 Способы перестроения

а – разведением; б – слиянием

Перестроение из одного круга в два возможно двумя способамиа) выполняется после предварительного расчета «по три» по команде «В два круга — стройся!» первыеномера стоят на месте, вторые выходят вперед к центру круга на два шага, третьи делают пол шага вправо по кругу. Обратное перестроение выполняется по команде «В один круг – стройся!» первые номера стоят на месте, вторые делают два шага назад, третьи – полшага влево; б) действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две.

Перестроение из одного круга в три возможно двумя способами а) выполняется после предварительного расчета «по семь» по команде «В три круга – стройся!». По этой команде первые, третьи и пятые номера стоят на месте; вторые и шестые делают два шага к центру круга; четвертые – выходят вперед на четыре шага; седьмые – полшага вправо. Обратное перестроение выполняется по команде «В один круг – стройся!»: первые, третьи и пятые стоят на месте; вторые и шестые делают два шага назад; четвертые – четыре шага назад; седьмые – полшага влево.

б) действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в три.

Вопросы для обсуждения

1. Построения, способы их выполнения.

2. Перестроения, способы их выполнения.

3. Основные задачи применения построения и перестроения.

Источник

Оцените статью
Разные способы