15 знаковые символы материальные средства способы коммуникации тсо культурные ценности это

Культура как знаковая система — символы, знаки и языки культуры

Культура как коммуникационная система, как система знаков и обмена подобной вида информацией изучается такой наукой как семиотика (греч. semeiotike — учение о знаках). В рамках этого подхода все явления культуры, языки культуры рассматриваются исключительно как знаковые системы, в основе каждой из которой стоит изучение знака как такового.

Знак и символ в культуре

Знаком в культуре является все. Не существует явлений, понятий или событий, не имеющих своих имен и обозначений. (За исключением явлений, которые лишены какой бы то ни было социальной или иной значимости)

Поэтому знаком в культуре могут быть — звуки, изображения, имена и т.д, которые называются «чувственно воспринимаемыми объектами».

Назначение любого знака – замещать или представлять предметы, обозначать или проявлять их свойства или отношения.

Задача знака – обеспечить понимание, трансляцию культурного опыта с помощью всевозможных языков культуры или знаковых систем, как –то:

  • Языка
  • Традиций
  • Фольклора
  • Ритуалов, обрядов, церемоний
  • Художественных образов
  • Письменных текстов и т.д.

Языки культуры

Языком культуры называется вся совокупность существующих знаковых систем в вербальной или невербальной коммуникации, средствами которых может передаваться культурно – и социально значимая информация.

По словам Э.Кассирера, человек неизбежно выражает себя в течение своей жизни в таких крупных формах культуры, как искусство, язык, религия или политика.

Для осуществления этого выражения человек принужден создавать символы как вербальные, так и мифологические, религиозные, художественные и проч.

Типы знаковых средств

В самом общем виде всю эту совокупность используемых знаковых средств можно разделить на:

  • Знаки- обозначения

Сюда относятся, например, единицы естественного и искусственного языка, которые обозначают как сам предмет, так и его свойство, действие или иных характеристики. В эту группу также входят:

  • Знаки-признаки (например, симптомы, приметы)
  • Знаки-копии (репродукции, аналоги, как несуществующие в реальности — симулякры)
  • Знаковое поведение (эпатаж, имитация и т.д.)
  • Знаки-модели

К ним относят также заместителей реально существующих предметов и действий. Например, в магических практиках используют модель предмета, наделенную особой силой. Эта «вторичная предметность» содержит в себе информацию о способе действия с ней и о своих «новых свойствах и «новом» смысле.

В эту категорию также относят знаки, главной задачей которых становится не просто указание на предмет, объект, но, в первую очередь, передача некоторого непрямого смысла.

Символ и знак — история и отличия

Различие символа (symbol) и знака (sema) подчеркивали уже в античности. Платон считал знаки проявлением обыденной жизни, в том числе и низкой подражательной поэзии, символы же, напротив, воплощали в себе божественные откровения, сакральные истины.

Содержательное противопоставление знака и символа наиболее четко проявилось у неоплатоников. Так, Прокл считал, что именно с помощью мифологических символов передается божественный дух человеку. Поскольку такие божественные символы обращены к людям своей таинственной стороной, они не так прозрачны и ясны как обычные знаки. С того время именно символическая поэзия с ее многозначительными и глубокими символами становится вершиной искусства, а натурализм подвергается осуждению за свою низкопробную подражательность высокому.

Так начинается история символизма, который стал основой западного христианства и Византии. Например, богословские положения стали различать:

  • Историю профанную (события и явления которой не имеют тайного смысла)
  • Историю сакральную (события и явления которой сами становятся символами иных событий или явлений)
Читайте также:  Образование способы структурирования содержания образования

В искусстве символ становится «иносказательным» художественным образом, который не поддается прямолинейной дешифровке, а требует для своего понимания эмоционального участия в виде переживания, вчувствования и рационального распознания.

В 30-х гг. прошлого века американский ученый этнолог Э.Сепир предпринимает попытку проанализировать способность символов к передаче общечеловеческого и общезначимого содержания.

Виды символов

Сепир различает два вида символов:

«значат гораздо больше, чем обозначают»

Такие символы, по мнению ученого, участвуют в религиозных и политических эмоциональных отношениях и обозначениях

Такие символы характеризуются эмоциональной нейтральностью и логической обоснованностью.
Ученый приходит к выводу, что именно второй тип символов общепринят, и благодаря своей рациональности именно он в большинстве случаев образует все современные знаковые системы культуры.

Советский ученый-семиотик Ю.М.Лотман склонен быть понимать символ не просто как знак-обозначение, например, символы математики, химии или физики в искусственных языках. Символика таких обозначений для него — это выражение некой глубины сакральных смыслов. Например, обозначение круга, креста или пентаграммы обладают огромной культурно-исторической и смысловой емкостью, так как восходят еще к эпохе архаики и являются основанием культуры.

Ю.М.Лотман в своих работах:

определяет символ как социально-культурный знак, имеющий в своей основе идею, содержание которой можно постичь лишь интуитивно и которое не может быть адекватно выражено вербальным способом.

В этой связи следует отчетливо понимать важную специфику символа, он призван вызывать реакцию не на свой символизируемый предмет, а на те значения, которые с ним связаны конвенционально. В виду этого становится необходимым умением различать и такие основные категории как «смысл» и значение».

Примеры общеизвестных символов в истории

Мы можем рассмотреть элементы базовой символики, характерной для мифологического сознания.

Как правило, они отображали:

• анимистические и тотемные верования наших предков: камни и палки — это души людей

• человеческие представления об устройстве и происхождении Космоса: Мировое древо как ось мира или идея плодородия, Космическая гора как столп Вселенной

Интересно, что со временем эти основные символы стали упрощаться, вплоть до простой геометрии, например:

  • Космос – стал обозначаться кругом
  • Плодородие – треугольником
  • Мировое древо – крестом
  • Материальный мир (четыре стихии) – квадратом
  • Вечность – змеей, кусающей хвост

С тех пор и пошли такие общеизвестные обозначения, как:

  • Мужское начало – треугольник с верхней вершиной
  • Женское – с вершиной книзу

Наложение этих двух символов в европейской части было известно как звезда Давида, а в Индии — порождающее начало и знак любви к богам.

Наша презентация:

Для символов в мифологическом сознании характерна очень жесткая взаимосвязь, которая должна была определять тождество знака, предмета и природы. Это гарантировало закрытость и неизменяемость традиционной культуры и ее организации, что обеспечивало постоянное воспроизводство должного образца в поведении человека и его отношении к социуму, природе и т.д.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник

Классификация методов по источникам передачи содержания

I группа — Словесные методы (Рассказ, беседа, инструктаж и др.)

II группа — Практические методы (Упражнения, тренировка, самоуправление и др.)

III группа — Наглядные методы (Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.)

Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:

методы формирования сознания;

методы формирования поведения;

методы формирования чувств и отношений.

Читайте также:  Логические задачи решаемые табличным способом с ответами

Средствами воспитания являются знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства и культурные ценности.

Формы воспитания:

1. Формы физического воспитания: спартакиада, весёлые старты, кросс, эстафета, олимпиада, поход.

2. Формы эстетического воспитания: экскурсия, выставки (музей, театр), КВН, прогулки, концерты.

3. Формы нравственного воспитания: семинары, конференции, классный час, митинг, демонстрация.

4. Формы трудового воспитания: субботник, волонтёрство, экологические, политические акции, мастер-классы, тренинги.

1 классификация методов воспитания по направленности (по Щукиной):

Методы формирования сознания личности (убеждение с помощью назидательных историй, басен, притчей; объяснение, этические беседы, внушение, инструктаж, диспут, пример)

Методы организации деятельности:

o Упражнение – это отработка умения или навыка путём повторяющихся умственных действий. Эффективность зависит от:

— от их содержания

— доступности и посильности

— контроля и коррекции

— личных особенностей воспитанника

— места и времени выполнения упражнений

— мотивации и стимулирования

o Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определённую деятельность воспитанника и проявление у него определённых качеств.

Различают прямые (приказания, указы) и косвенные (совет, просьба, намёк) требования.

o Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение

o Метод поручения.По содержанию поручения могут быть организационными (связаны с работой в выборных органах), учебными, научными, общественно-политическими, трудовыми, эстетическими, спортивными, нравственно-этическими, экологическими, шефскими. Продуктивность деятельности обучаемых при выполнении поручений и заданий, а также воспитательный смысл последних зависят в значительной мере от соблюдения определенных педагогических требований. Поручения должны:

— иметь общественную ценность;

— быть конкретными и понятными;

— учитывать интересы, возможности и общественные потребности обучаемых;

— носить не эпизодический, а последовательно-систематический характер.

o Игровойметод. относится к имитационным методам; это разыгрывание ролей (сюжетно-ролевая игра), деловые игры. Способствуют развитию мышления и познавательных интересов.

1. Методы стимулирования:

o Поощрение (положительная оценка деятельности). Виды: одобрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, подарками.

o Наказание — применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека в ответ на неугодное или морально неправильное поведение. Виды: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд, возмущение, упрёк, ироническая шутка.

o Соревнование. Цель: достижение более высоких показателей в труде, спорте, художественной и других видах деятельности; развития творческого сотрудничества между обучаемыми или группами обучаемых; формирования предприимчивости, личной инициативы и активности, стремления к успеху достойными нравственными средствами.

2 классификация методов воспитания (по Пидкасистому):

1. Методы, формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией

2. Методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы

3. Методы, оказывающие помощь воспитанников и осуществляющие оценку их поступков

29.Воспитательная работа куратора группы.

Одной из форм учебно – воспитательной работы со студентами является кураторство – это незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов.

В работу куратора входит:

— проведение организационного собрания со студентами 1го курса

— подбор актива группы (староста, профорг, культорг), помощь в создании в коллективе атмосферы доброжелательности, товарищества и взаимопомощи.
— проводить встречи с группой (кураторские часы) обсуждать проблемы и.т.п.

— работа по профилактике конфликтных ситуаций и.т.д.

— анализ итогов экзаменационных сессий и контроль за текущей успеваемостью студентов как про итогам контрольных недель, так и по текущей информации преподавателей, ведущих занятия в группе.

— содействие в всестороннем культурном развитии студентов

Содержание деятельности куратора определяется такими функциями, как:

Информативная (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий)

Читайте также:  Игровой способ проведения общеразвивающих упражнений это

Организационная(предполагает структурирование куратором внеучебной жизни студенческой группы)

Коммуникативная(обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственной участие в жизни группы в качестве формального лидера)

Контролирующая (административная)

Источник

Средства обучения и воспитания

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Типология средств обучения

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.))

Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:

1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

При выполнении функции средства воспитания каждый объект кроме объективных характеристик (физических, химических, эстетических и т. п.) приобретает еще и педагогические характеристики: полнота информации об объекте; способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании. Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:

объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;

субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;

объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;

как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;

средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности.

К объектам материальной и духовной культуры относятся знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка.

В последние годы наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. В нашей школе используются следующие виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игра.

Источник

Оцените статью
Разные способы