- 12 необычных способов декоративной обработки древесины
- Как сделать браширование, морение, вощение и патинирование дерева (текстурирование)
- Декоративная обработка
- Инструмент для браширования
- Техника безопасности
- Метки: браширование, сруктурирование, выделение естественной текстуры, деревообработка, декор
- Комментарии 19
- Художественная обработка древесины
- Виды художественной обработки древесины
- Декоративная обработка древесины
12 необычных способов декоративной обработки древесины
Искусственно состаренное дерево – это уникальный отделочный материал. Практичный, недорогой, полностью сохраняющий свои прочностные характеристики, но при этом обладающий самобытной красотой и очарованием старины. Сфера применения такого дерева широка: оформление интерьеров, изготовление мебели, отделка фасадов, беседок, лестниц, даже заборы из него делают. Самое главное то, что обработка древесины не требует специальных знаний или опыта, и справиться с этим может каждый. Рассмотрим же подробнее, как состарить дерево своими силами, и что для этого нужно.
Искусственно состаренная древесина
Как сделать браширование, морение, вощение и патинирование дерева (текстурирование)
Натуральная древесина привлекает взгляд своей красивой текстурой. Чередование мягких и твёрдых годичных колец создаёт интересный рисунок с изгибами, волнами, причудливыми сучками, трещинками и червоточинками.
Это поистине креативная текстура создана самой природой ,а наша задача только её подчеркнуть, выявить, сделать осязаемой. все технические процессы, связанные с этим, и называются текстурированием древесины.
Для текстурирования древесины применяют техники браширования, морения, патинирования и вощения.
Браширование, от англ. Brush (щётка) – техника, направленная на усиление древесного рисунка с помощью вычёсывания мягких волокон. Древесина имеет свой специфический текстурный рисунок из-за особенностей нарастания волокнистых слоев.
ВСЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ >>>
Мягкие волокна прекрасно впитывают в себя воду и красящие составы и легко поддаются механическому воздействию, в частности, вычёсыванию, а твёрдые, наоборот, выступают после вычёсывания жёсткими гребнями. Вычёсывают мягкие волокна с помощью специальных металлических щёток.
Рабочая часть таких щёток представляет из себя пучки жесткой гофрированной проволоки, закреплённой в несколько рядов на деревянном или пластиковом основании с ручкой (для ручного вычёсывания) или зажаты в металлический диск как насадки для электроинструментов (дрели, болгарки, гравера) для механизации процесса.
Купить такие щётки можно в любом строительном или хозяйственном магазине. После браширования древесный рисунок приобретает выраженный рельеф, но только на ощупь. Чтобы визуально подчеркнуть полученную текстуру, необходима тонировка морилками, восками, красками и патинами.
Морилка, бейц или лазурь — это специальный состав в виде жидкости для пропитки и тонировки древесины.
Современные морилки в основном делятся на водные и неводные (на основе органических растворителей, спирта или воска). Основным отличием является то, что водную морилку легче равномерно нанести на поверхность и справиться с затёками, но после высыхания она по-прежнему боится воды.
Неводная морилка сохнет быстрее, но и нанести её равномерно сложнее. Благодаря наличию восков и масел и пр. добавок она способна противостоять атмосферным условиям, однако имеет выраженный запах. Для декоративных внутренних работ водная морилка – оптимальный выбор.
Морилки наносятся на очищенную от пыли древесину кистью или тканевым тампоном. При этом состав не образует поверхностную плёнку, а проникает на некоторую глубину, более интенсивно впитываясь в мягкие волокна, за счёт чего текстура дерева подчеркивается еще больше.
Для более интенсивной окраски можно последовательно наносить несколько слоев морилки с обязательной просушкой каждого слоя.
Составы для тонирования древесины (морилки, бейцы, лазури) можно купить как в строительных магазинах, так и в художественных.
Приведу наиболее качественные примеры составов (можно сказать любимые)
Лазурь по дереву HobbyLine, C.Kreul (Германия)
Водно-акриловый полупрозрачный состав. Идеально подходит для окрашивания деревянных предметов: придаёт красивый оттенок и проявляет структуру дерева.
В отличие от строительных морилок лазури имеют богатую цветовую палитру самых разных оттенков и небольшую фасовку, что очень удобно, если надо приобрести несколько цветов.
Также цвета можно смешивать между собой для получения дополнительных оттенков.
Морилка FolkArt © Stains, Plaid (США)
Нетоксичный состав на водной основе для нанесения на деревянные поверхности.
Морилка довольно густая и концентрированная по цвету, поэтому перед применением её необходимо хорошо перемешать и лучше разбавить водой. После нанесения можно вытереть излишки мягкой влажной тряпочкой.
Водные морилки после высыхания становятся светлее и создают матовую, мутноватую поверхность, чтобы вернуть покрытию глубину и сочность, необходимо нанести финишный лак или воск.
Воски-полироли прекрасно защищают древесину и придают её поверхности шелковистый и очень приятный блеск. Они красиво подчеркивают древесный рисунок, хорошо шкурятся и полируются.
Существуют нейтральные (прозрачные) воски-полироли и цветные, которые служат не только для завершающей отделки изделия, но и для дополнительной тонировки ( о части из них мы говорили в статье о покрытии пола маслом и воском).
Наносятся воски на поверхность жёсткой щетинной кистью и располировываются до блеска ворсистой тряпочкой или металлической полировочной шерстью. Продаются в жестяных банках в строительных магазинах, а также их можно найти в магазинах товаров для творчества.
Воск-полироль, Stamperia (Италия)
Пастообразная восковая полироль для финишного покрытия. Представлена в трёх цветах: нейтральный, античный (ржаво-коричневый) и тёмный (тёмно-коричневый). На основе натуральных восков с приятной отдушкой.
Легко наносится на поверхность, через несколько часов можно отполировать кусочком плотного фетра. Можно также использовать для межслойного вощения при работе с акриловыми красками для создания потёртостей и сколов.
Декоративная обработка
Это самая тщательная покраска, которая не допускает погрешностей. Выполнять работы можно такими же инструментами, что и при нанесении масла. Окрашивать изделия небольшого размера допустимо маленькой губкой, точечно нанося краску по поверхности, стараясь при этом не оставлять неокрашенных частей.
Для декорирования используются акриловые краски. Перед началом работ краску нужно хорошо перемешать. Кисточку окунать стоит не более чем на треть. После хорошей просушки поверхность стоит покрыть масляным лаком. Учитывая его густоту, нанесение выполняется непросто. Важно равномерно распределять лак, чтобы поверхность была ровной.
Цветовая гамма красок для декорирования деревянных изделий довольно разнообразна. Наносится краска легко, сохнет быстро. Для завершающего покрытия используют лаки — в основном бесцветные, хотя бывают и с оттенком. После лакирования, поверхность становится гладкой и более защищенной.
Один из способов декоративной обработки древесины — обжиг с последующим брашированием. Для подчеркивания контраста между волокнами доска обработана белым маслом:
Инструмент для браширования
Использование в отделке мебели и помещений состаренных деревянных деталей — хорошо известный приём, но от этого не менее актуальный и сегодня. Один из способов создания такого визуального эффекта — браширование, производимое специальными щётками на станках или вручную.
Деревообработчикам-профессионалам термин «браширование» знаком давно.
Приём используется наряду со шлифованием и острожкой. Таким способом с поверхности удаляют мелкие дефекты в виде торчащих волокон, дающих неприятную глазу шероховатость, но при этом проявляется крупный упорядоченный рельеф (узор волокон).
На деталях, состарившихся естественным образом, он проступает из-за неравномерного усыхания и истирания летних (мягких) и зимних (твёрдых) слоев дерева. В случае браширования процесс эрозии ускоряется за счёт механической обработки.
Используемые для этого щётки неодинаковы и могут иметь разное назначение в зависимости от материала ворса (металл или полимер-абразив), его жёсткости и формы (прямой или в жгутиках).
Поскольку процесс декорирования – творческий, никаких общих рекомендаций по выбору оснастки не существует: у каждого мастера свой секрет, важны лишь возможность выбора инструмента и доступность его цены.
В случае эпизодического использования и/или небольших объёмов (до 10 м 2 поверхности) целесообразно приобрести ручной электроинструмент, его производят под несколькими профессиональными марками. При этом нужно помнить, что более интенсивное использование такого оборудования экономически нецелесообразно: велики трудозатраты, оснастка часто требует замены. Немаловажно и то, в чьи руки попадёт инструмент – абы кому такую работу не доверишь.
Техника безопасности
Работа по брашированию хоть и не является особо сложной, требует много сил и времени. Для качественного выполнения декоративной обработки потребуется покупка дорогостоящих красок, морилок и прочих средств. Пары растворов при химическим способе, запах краски и лаков особенно вредны для нашего здоровья — следует купить респираторы, однако и при механической обработке есть много моментов, от которых мы должны защитить себя:
- Работайте в перчатках, используйте респиратор и защитные очки;
- Если работа ведется с применением электрических машинок, соблюдайте все требования безопасности, защищающие от удара током и повреждений от вращающихся механизмов.
Метки: браширование, сруктурирование, выделение естественной текстуры, деревообработка, декор
Комментарии 19
Эта деревяшка на 1 фото. справа. улыбается О_О
блестки видны у Супи Арктик ?
Да, но не сильно. Хотя очень зависит от рельефа, света и способа нанесения. Играет одним словом. У valtti arctic сильнее видны.
Я так и не понял как в итоге красивая текстура получается, но мне очень интересно.
мягкие волокна вырывает, образуя такую текстуру, а если еще и обжечь потом и в прозрачный лак, то красота.
Несмотря на бОльшую информативность этой записи, бревно справа на первой фотки всё равно как-то косо смотрит на всё это дело
Источник
Художественная обработка древесины
Все люди стараются сделать свое жилье индивидуальным, неповторимым, уютным. Сегодня существует огромное количество способов для получения неповторимого колорита и комфорта, однако наиболее притягательным на протяжении многих лет остается украшение дома обработанными изделиями из древесины. В этой статье мы поговорим о том, какая художественная обработка древесины наиболее популярна.
Виды художественной обработки древесины
К основным видам художественной обработки древесины можно отнести:
Мозаика – это создание орнаментов или сюжетов при помощи отдельных элементов. Такое изображение собирается из маленьких кусочков одного или нескольких видов древесины на какой-либо поверхности.
Для создания мозаичного рисунка применяются самые разнообразные виды древесины, отличающиеся оттенком и текстурой. Мозаику из дерева можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. Ее используют для отделки помещение и предметов обихода: мебели, шкатулок для украшений и сувениров, картин.
Мозаика содержит такие разновидности:
Инкрустация представляет собой украшение поверхности врезанными в них кусочками древесины. Когда вставки отличаются от основного цвета или фактуры, инкрустация носит название — интарсия. Применяются в оформлении мозаичных полотен декоративные кусочки шпона разных сортов лесоматериалов. Таким образом, можно получить цельное, как — будто нарисованное полотно, называемое маркетри. Блочная мозаика отличается наличием тонких пластин с одинаковым узором, которые приклеиваются на украшаемую поверхность. Мозаикой легко будет заниматься тем, кто владеет навыками столярного дела, а именно, создания предметов мебели. Мебель, украшенная мозаикой, выглядит очень красиво, выгодно отличается от стандартной мебели. Определенные композиционные и технологические приемы, которые используются для создания мозаичного рисунка, будут полезны при настилке паркета.
Резьбой по дереву называют процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Этот вид обработки можно назвать самым древним. Но сегодня резьбой по дереву занимаются многие художники и мастера. Плосковыемчатая, к примеру, очерчивает контуры рисунка при помощи выемок, а контурная — создаёт узор при помощи прямых линий. Самого интересного эффекта можно добиться с помощью рельефной резьбы, полученный узор будет объёмным.
Прорезную резьбу можно назвать самым простым типом резьбы, ее выполняют при помощи лобзика или электролобзика. Прорезная резьба, имеющая рельефный рисунок, применяется для украшения предметов мебели в стиле барокко и рококо.
Одним из наиболее востребованных и легких методов обработки лесоматериалов является выжигание. С помощью разогретых металлических штифтов на дерево наносится узор, орнамент или надпись. Очень жаль, что очень не многие люди знают о широких возможностях данного типа художественной обработки.
Некоторые породы лесоматериалов отличаются очень мягкой древесиной, которую легко резать. Основным видом резки дерева является выпиливание лобзиком. Это простой вид обработки, который не требует дорогостоящих инструментов и большого опыта. Именно с этого вида начинается обучение художественной обработке.
В конце прошлого века область использования лазерных технологий существенно увеличилась. Ученые изобрели разные устройства, принцип действия которых основан на работе лазерного излучения. Применяются лазеры и в станках для резания и гравировки разных материалов. На лазерных установках можно резать самые разнообразные материалы, среди которых и дерево.
У лазерного луча имеется целый ряд интересных свойств. Он характеризуется большой теплотой и способен пробивать отверстие в любом материале.
Лазер применяется для художественного оформления сувенирной продукции, выжигания эмблем и товарных знаков из дорогостоящих сортов лесоматериалов, а также художественно инкрустированной паркетной доски.
Точение привлекает легкостью обработки и возможностью получения изделия с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. Таким методом чаще всего делают детские игрушки. Создают точеные предметы на токарном станке, который изобрели древнеегипетские мастера. Самые первые станки работали таким образом, что вращение заготовки мастера приходилось совершать при помощи веревки, один край которой был зафиксирован на тетиве лука, установленного на потолке мастерской, а второй на деревянной педали. В процессе эволюции станки постоянно совершенствовались. Сегодня они оборудованы электроприводом, а есть даже с механическим и автоматическим управлением.
Методика токарной обработки дает возможность добиться округлого сечения с разным профилем. Также можно получить витые колонки, полые детали.
Выбор древесного материала определяется предназначением, параметрами, конструкцией, а также условиями использования предмета. Чаще всего мастера используют лесоматериалы груши, яблони, клена ясеня, дуба, липы, сосны, ели.
Важным методом создания рельефного декора можно назвать и тиснение. Этот процесс заключается в выдавливании рисунка на мягкой поверхности лесоматериала. Орнамент создается в условиях высокого давления и температуры в особых пресс-формах.
Для того, чтобы размягчить древесину ее нужно пропарить или обработать раствором соляной кислоты. После этого на поверхность кладется пресс-форма, чаще всего металлическая, содержащая выгравированный негатив узора. Далее происходит процесс прессования под давлением 200-250 Н на 1 см2. Для тиснения используется буковая, еловая, березовая, липовая, дубовая древесина.
Подученные таким образом изделия не шлифуют, по этой причине можно обработать их мочевино-меламиновой пленкой.
Декоративная обработка древесины
Самым последним этапом работы с деревом всегда является его декоративная обработка, которая включает очистку и покраску. Без этого древесина быстро поглощает жидкость и меняет форму.
Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи. Во время пользования даже прекрасно ошкуренным, но неокрашенным деревянным предметом, высока вероятность занозы. Кроме этого необработанные предметы быстрее загрязняются, могут плесневеть, в результате чего существенно снижается период эксплуатации. Очистка и покраска может кардинально поменять оттенок древесины, акцентировать внимание на текстуре.
Основным видам декоративной обработки можно отнести:
Процедура структурирования дает возможность акцентировать внимание на естественной красоте древесины. Главным условиям является невысокая плотность материала и ярко выраженные годичные кольца. По окончанию сушки и зачистки, специалисты приступают к обжигу.
Его выполняют особой газовой горелкой, которую держат под углом в 45, не задерживаясь на одном месте. В конце этого процесса полученную поверхность зачищают жёсткой щеткой в направлении волокон. Эта процедура очень бюджетна, но внешний вид получается очень необычным.
Отбеливание древесины заключается в окислении соединений, придающих ей естественную окраску. Главная задача отбеливания – смена окраски, устранения изъянов, сглаживание узора. Результатом будет улучшение декоративных свойств и увеличение периода эксплуатации.
Процесс, изменяющий оттенок древесины на более светлый, можно реализовать в несколько этапов. В результате получается белый слой толщиной пару миллиметров, через который видно темную сердцевину. Отбеливание также проводится с минимальными затратами.
После очистки или даже отбеливания древесина отлично демонстрирует свою структуру. Однако еще больше подчеркнуть ее можно с помощью вощения. Материал для этой процедуры выбирается согласно дальнейшей эксплуатации предмета. К примеру, для кухонной посуды необходимо использовать экологически безопасные средства, такие как пчелиный воск. Перед нанесением воска предмет нужно как следует пропитать, после чего создается дополнительная защита верхнего деревянного слоя и воск не будет впитываться.
Обычно в качестве пропитки мастера используют растительные масла. Пропитка наносится в несколько слоев, после чего предмет можно покрывать купленной мастикой или восковым раствором. И масло, и воск нужно обязательно нагреть, примерно до 82 – 91C, все зависит от вида материала.
При условии точного соблюдения правил выполнения, этот процесс позволяет существенно улучшить внешний вид предмета, а также увеличивает период эксплуатации.
Для покраски предметов, находящихся в помещении и на улице, применяются различные краски и подготовительные растворы. Древесина не капризный материал, но соблюдать определенные правила все же необходимо:
- перед покраской обязательна пропитка антисептиком
- исключение контакта с прямыми лучами солнца
- покраска проводится в сухой комнате с нормальной или низкой влажностью.
Для покраски можно использовать масло. Оно создает защитный слой, но оставляет естественный цвет древесины, препятствует потемнению, выделяет текстуру. Перед нанесением масла предмет тщательно зашкуривается наждачной бумагой, далее наносится антисептик, по окончанию высыхания которого можно приступать к покраске.
Во время декоративной обработки нужно очень старательно прокрашивать материал. Для покраски отлично подходят акриловые покрытия. Сегодня в строительных магазинах представлена широкая палитра таких материалов. В качестве финишного материала применяются лаки — чаще бесцветные, но используют и оттеночные.
Придание лесоматериалам определенного оттенка возможно при помощи морилки. Светлые лесоматериалы проще затонировать.
Морение осуществляется двумя методами:
Глубокое морение дерева осуществляется для отдельных деталей, до того, как они будут соединены в одно целое. Часто для этой цели применяется гнет. Заготовки погружают полностью в краску и выдерживают там некоторое время, после чего их нужно подвесить для стекания лишней жидкости. Эта процедура легко выполняется даже дома. К такому методу часто прибегают для имитации ценных пород лесоматериалов. Специалисты добиваются требуемого оттенка даже с помощью красителей для ткани. Более глубокий цвет получается после многократного морения.
Сегодня наиболее древний строительный материал – древесина может быть изменен до неузнаваемости и применяться в самых разнообразных отраслях. Декоративная отделка древесины увеличивает период эксплуатации и создает уникальный внешний вид.
Источник