1001 способов успешного маркетинга
К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
1001 способ успешного маркетинга. / Пер с англ. К. Ткаченко
— М • ФАИР-ПРЕСС, 1999 — 496 с ил
У вас в руках уникальная книга, с
помощью которой вы
действительно добьетесь успеха. Даже одна удачная идея не раз
приносила компаниям миллионы долларов. Здесь же вы найдете
целое собрание таких идей Останется лишь несколько
переработать их применительно к своей ситуации и воплотить на
Известный специалист по маркетингу Рик Крэнделл утверждает, что достойное обслуживание клиента — залог успеха вашего бизнеса. Он помогает перейти от чтения к делу, в конце каждого раздела суммируя все прежде изложенное и давая подсказки, побуждающие к действию Для широкого круга читателей.
ББК 65.290-2 Все прово защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав О 1998 by R-k Oandal All rights leserved © Оформление перевал ФАИР ПРЕСС 199′) ISBN 5-8183-0082-Х ВВЕДЕНИЕ Перед вами единственная в своем роде книга, из которой можно почерпнуть даже более чем 1001 реальный способ сделать успешной свою маркетинговую кампанию. Чем больше вы знаете о маркетинге и чем с большей фантазией вы станете подходить к делу, тем большее число предлагаемых вариантов сможете приложить к собственному бизнесу. Даже одна удачная идея не единожды приносила компаниям миллионы долларов.
Так почему бы не окинуть пытливым взором целое собрание таких идей и не примерить их возможности к собственному делу?
Если со временем у вас напряженно, сразу перейдите к наиболее заинтересовавшему вас разделу и поищите там свою золотоносную жилу. Что ни говори, а практический успех стоит многих пыльных томов теории. Дополнительную информацию по представленным темам, а также о том, как связаться со мной, вы найдете в Послесловии. Если же вы не чужды теории, то отправляю вас к своего рода “библии маркетинга”, а именно — к моей книге “Маркетинг бизнес-услуг для тех, кто ненавидит продавать”.
Маркетинг можно определить как любые ваши действия, направленные на приобретение или удержание клиента. Для тех, у кого сама мысль о маркетинге вызывает нервную дрожь, хорошей новостью станет то, что лучшим маркетингом является достойное обслуживание клиента. Что же касается “любых ваших действий”, то даю вам гарантию: в этой книге вы найдете много идей, которые вам понравятся (условия гарантированного результата или возврата ваших денег смотрите в Послесловии).
Для эффективного отбора того, к чему вы намерены об ратиться в своей практике, выписывайте понравившиеся вам мысли или помечайте их непосредственно в ходе чтения. Это проверенный способ ничего не забыть и не упустить. Пусть вас не угнетает и не вводит в состояние прострации обилие приводимых примеров. Отесшесь к книге, как к изысканному кушанью. Сначала отведайте кусочки, что показались вам наиболее лакомыми, а затем вернитесь к блюду и вкусите остального. Чтобы помочь вам перейти от чтения к делу, в конце каждого раздела я суммирую все прежде изложенное и даю ряд подсказок и вежливых понуканий, побуждающих к практическому действию, предлагая план работы над материалом. Удачной охоты!
КТО ВЫ ЕСТЬ И КАКИМ ХОТЕЛИ БЫ ПРЕДСТАТЬ ПЕРЕД КЛИЕНТОМ Люди страдают от той же болезни, что и товары. Они желают одинаково нравиться всем без исключения.
Эл Райе и Джек Траут “Позиционирование:
битва за умы” Вероятно, вы будете удивлены, но первое, что вы должны сделать для успешного маркетинга своих работ или услуг, это не выяснить методы его проведения, а определиться с вопросом, что вы, собственно, собой представляете. Прежде чем вам удастся привлечь чье-то внимание и реально предложить свою помощь, потребуется ясно объяснить людям — а прежде, понятно, самому себе, — что вы им предлагаете.
Даже в условиях жесточайшей конкуренции первым для клиента является вопрос, кто вы и каков вы есть, а не каким образом вы делаете свое дело. Кто вы — часто важнее, чем ваша специализация, поскольку ответ на первый вопрос уже подскажет вероятному клиенту, способны ли вы облегчить ему жизнь.
В сфере профессиональных услуг люди прежде должны “купить” вас самого, а уж затем появится надежда на то, что они обратят свое внимание на сам предмет вашего предложения.
Доверие и доверительность — вот краеугольный камень отношений. Ваш талант “няньки” может оказаться важнее профессиональной искушенности. Прежде всего люди неизбежно оценивают вашу собственную привлекательность.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В сфере маркетинга существует целый ряд показателей, определяющих ваше лицо и характер вашей клиентуры. Такие показатели, в частности, обусловлены критериями позиционирования, рыночной ниши и нишевого маркетинга, целеопределения и целевых рынков, рыночных сегментов и сегментации, а также владением приемами уникального торгового предложения.
Ваша рыночная позиция определяется в конечном итоге отличительностью вашего образа в сознании клиента среди множества предлагаемых ему вариантов. Оказание услуги является как бы функцией взаимоотношений, причем объем последних может быть ми нимальным, а наличествовать ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ они должны непременно. Для Позиционирование того чтобы клиент обеспечивается вашим личным воспользовался вашей услугой, имиджем и специализацией.
он должен испытывать к вам Также его можно определить исходя из качества выполняемых личную приязнь. Если вы вами работ, рабочей территории сознаете важность и характера клиентуры. Как бы то взаимоотношений, то их ни было, не стоит упускать из налаживание и поддержание, как виду, что ваш главный конкурент сидит в мозгу клиента и имя ему на вашем рынке в целом, так и в — инерция мышления. Многие общении с каждым ин предпочитают вообще не делать дивидуальным клиентом в лишних движений, чем изводить отдельности, зависит только от себя муками выбора.
ОНИ ВЫБИРАЮТ ВАС, А ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ИХ Первая часть данного раздела посвящена разнообразным приемам, используемым производителями работ и провайдерами услуг для завоевания позиций на том или ином рынке. Но отношения — это улица с двусторон ним движением, и не каждый клиент захочет двигаться в вашем направлении. Фокус состоит в том, что и вам самим не следует непременно стремиться всякому услужить. А потому вторая часть главы демонстрирует примеры правильного поиска и разумного подбора клиен тов.
Прораб-чистюля Чтобы найти свое место на рынке, вы должны хорошо знать конкурентов. Один подрядчик-ремонтник опросил клиентуру своих прямых конкурентов на предмет того, что им не нравится в работе коллег. И выяснил, что его благородная профессия ассоциируется у людей с чумазыми рабочими, старыми чадящими машинами под окнами домов и остающимися кучами мусора. Тогда наш подрядчик одел свой персонал в новую униформу, приказал парковать машины на задворках и выдал пылесосы для уборки территории после окончания работ. В итоге бизнес резко пошел в гору.
Более человечный имидж Юридическая фирма “Bartlit, Beck” арендовала офис, центральная часть которого была достаточно обширна, чтобы разместить целую баскетбольную площадку. И что вы думаете?
Так они и поступили! Посещающие их клиенты не могут удержаться от того, чтобы время от времени не бросить любопытный взгляд на столь необычный интерьер, и визит нередко за вершается на поле. Отношение клиентов к фирме приобретает совершенно особый характер: она становится им ближе и о своем посещении клиенты, конечно же, не забудут и ни с какой другой фирмой впоследствии не спутают.
Позиционирование в противовес главным конкурентам Ценовая конку ренция — дело непростое, но некоторые поставщики могут ее себе позволить Одна бухгалтерская фирма из Флориды буквально наступает на пятки своим основным конкурентам, задавая адресатам собственной почтовой рекламы вопрос. “Зачем обращаться в “H&R Block”, когда можно пригласить компетентного бухгалтера по налогообложению, который оформит вашу декларацию за ту же цену»?” Они гарантируют те же ставки, что и у “Block”, если заявка поступит до 15 февраля Лично я изменил бы вводную фразу на следующую: “Зачем обращаться в “H&R Block”, когда можно пригласить настоящего бухгалгера по налогообложению за ту же цену»?” — чуть короче и подчеркивает, что сотрудники “H&R Block” не являются бухгалтерами Как бы то ни было, кампания принесла консультанту 791 нового клиента из списка 100 тысяч граждан с доходом свыше 40 тысяч долларов Обращаясь к высокодоходной части населения, вы тем самым подчеркиваете, что такие клиенты нуждаются в более квалифицированном обслуживании. В случае конкуренции с более крупной и известной фирмой вы будете выглядеть более солидно, если в своих рекламных мероприятиях станете напрямую противопоставлять себя конкуренту Позиционирование в одном ряду и в пику “китам” Одно из рекламных объявлений в “Business БУДЬТЕ ПРОЩЕ Journal” звучало при близительно так: “»Foot, Cone Если вы представляете and Belding» является крупную компанию или крупнейшим и одним из престижную профессию, то неизбежно будете подавлять лучших рекламных агентств в людей значительностью Калифорнии Сегодня вы собственного положения можете приобрести Сломайте лед настороженности, эффективные рекламные помогите клиенту разглядеть в услуги без финансирования вас обычного человека. Если вы, к примеру, адвокат, то чрезмерных накладных расскажите какой-нибудь расходов. Мы — группа забавный случай из судебной творчески настроенных практики.
бывших со трудников агентства FCB — основали собственный бизнес и готовы..” Такой подход позволил молодой компании сыграть на имени и репутации известною конкурента и обратиться к •ion части клиентуры, которая, рассчитывая на первоклассное обслуживание, хотела бы одновременно сэкономить деньги.
Позиционирование и создание имиджа за счет скорости Если вы прямы и искренни, ю ваши слова непременно дойдут до потребителя. Роберт Макдоналд из страховой компании “Life USA” обвинил в своей статье многих представителей страхового бизнеса в бюрократических проволочках и одним этим довел оборот фирмы до 273 миллионов долларов. Ее популярность стала сенсационной! Сама “Life USA” переводит своим агентам средства в течение 24 часов, оформление полиса занимает не более 48 часов, а консультирование агентов осуществляется в пределах 48 минут! Если вы оседлаете конька скорости и качества обслуживания, то привлечете к себе максимум внимания и добьетесь прекрасных результатов Станьте защитником угнетенных Если у ваших клиентов есть “враг”, то вы можете стать на позицию борьбы с его происками. Так, один бухгалтер обрел широкую известность в качестве гостя-эксперта по налогообложению популярной радиосети, активно критикуя позицию Налогового управления США, притом что сам некогда являлся его штатным сотрудником! Подобного же рода объявление выходит на “желтых страницах” телефонного справочника под шапкой “Извини, дядя Сэм” и поясняет, что фирма выступает в защиту своих клиентов от необоснованных претензий со стороны налоговых органов. Кроме того, рекламодатель предлагает бесплатное консультирование. Фирма довольна своей рекламой, однако чего недостает в ее тексте, так это обязательства бесплатно встать на защиту интересов клиента в случае судебного разбирательства или проведения специ ального аудита со стороны налоговиков в результате следования клиентом полученным от консультанта советам.
Перед такой заботой о своих интересах клиент, безусловно, устоять не сможет!
Публичная порка конкурента Банку “Glendale Federal” удается заполучить значительную долю внимания потенциальной клиентуры лишь за счет виртуальной порки своих крупных конкурентов, естественно, без указания имен. И трюк срабатывает, поскольку все, что ими говорится, действительно верно и весьма остроумно подмечено.
Спустя месяц после проведения соответствующей кампании во всех средствах массовой информации банк открыл 6 тысяч новых текущих счетов Безотказно сработали рекламные тексты типа: “Я только что получил письмо из своего банка. Это точно их письмо, так как мое имя на конверте было напечатано с ошибками”. Или как голос на автоответчике отдела информации:
“О наших новых способах заиметь клиента вы узнаете по телефону. ” Банк “Wells Fargo” публично выразил свое возмущение, когда сотрудники “Glendale Federal” стали вдруг продавать на его стоянке аспирин! Вот вам и ПОДДЕТЬ НА КРЮЧОК дополнительная реклама Если вы постоянно боитесь Сопутствующие услуги кого-то обидеть (налоговую Проявляя незаурядное службу, будучи консультантом по налогам, или конкурента), то человеколюбие, налоговый маловероятно, что вам удастся консультант решил взвалить на обрести сильную позицию.
себя заботу об обслуживании расходных счетов своих пожилых клиентов. Избавив людей от этой неприятной и кропотливой работы, он проявил себя как услужливый и незаменимый специалист. В итоге, благодаря рекомендациям этих людей, он получал двух-трех новых клиентов в месяц.
Кроме того, лучшая степень информированности о делах клиентуры облегчала впоследствии оформление их налоговых деклараций.
Окучивание участка “Окучивание” — жаргонное словечко торговцев не движимостью, обозначающее специализацию на определенной территории При этом, как правило, рассылается информационный бюллетень местным домовладельцам и другим жителям района с указанием примерных цен на недвижимость, что одновременно стано вится вашей заявкой на знание СОВМЕСТНЫЙ и намерение работать на МАРКЕТИНГ данном рынке.
Объединяйте свои марке Воспользуйтесь этой идеей, тинговые усилия с усилиями чтобы заполнить нишу специалистов смежных областей в обслуживания и стать обслуживании ваших общих экспертом по местному рынку клиентов. Джей Левин-сон в любом другом виде называет это синтез-маркетингом, который,подобно слиянию легких деятельности. Если ядер, способен повлечь за собой продолжить пример с “взрыв” в вашей риэлтером, то он нередко профессиональной деятельности.
становится фактическим координатором деятельности провайдеров всякого рода работ и услуг, действующих в районе: мойщиков окон, маляров, трубочистов, кровельщиков и т. д.
Передовые технологии Типографский бизнес, как и многие другие обслуживающие отрасли, порой стремится обойти конкурентов внедрением технологий, которыми другие не располагают. PnntSource была первой в США цифровой печатной установкой, обеспечивавшей оперативное выполнение типографских заказов. Роль пионера, безусловно, сулит определенное преимущество, но она же предполагает значительные затраты времени и средств на преодоление детских болезней нововведения Та же дилемма выбора между преимуществами и головной болью встает перед стоматологом, подумывающим о новом навороченном кресле.
Главное — просунуть в дверь ногу Широкопрофильная фирма обслуживания “Norm Pilgrim” периодически распространяет свои рекламные буклеты среди окрестных жителей. Благодаря использованию рассыльных им удается войти с возможными клиентами в личный контакт.
Немедленно продемонстрировав свои низкие расценки, фирма задает вопрос о том, не переплачивает ли потребитель за те или иные услуги или товары. За ПУСТЬ ВАС пять лет круг клиентов расши ОТБЛАГОДАРЯТ рился с 45 до 1250 до мохозяйств Когда возможный Если ваш имидж четко ассоциируется с определенным клиент собственнолично бизнесом или хобби появляется в дверях своего (позиционирование), то людям дома, обязательно отыщется проще вас запомнить. Делайте возможность что-то ему пред другим маленькие подарки, соответствующие их личным ложить. И это единственный увлечениям. Вознаграждением способ, используемый фирмой вам станет их постоянство в для приобретения новых благодарность за оказанное клиентов.
Против течения Опыт Боба Джунипера дает прекрасный повод задуматься о более широких возможностях маркетингового поведения Казалось бы, его авторемонтная мастерская должна была из кожи вон лезть, чтобы заручиться дружбой страховых компаний, контролирующих расходование страховых выплат.
Он же, наоборот, взбунчовался против сложившейся практики.
Боб не пожалел денег на широкую кампанию на радио и внешнюю рекламу, а главным его козырем стали заявления типа: “Страховщики систематически нарушают нормы ремонтных работ посредством навязывания собственных программ обеспечения”. Таким образом он разоблачал стремление страховщиков заставить пострадавших пользоваться услугами только тех поставщиков, с которыми агентства сумели догово риться о значительных скидках для себя в ущерб качеству материалов и работ! Он встал на позицию защитника прав потребителя, утверждая во весь голос, что тот волен сам выбирать мастерскую, которая и обеспечит его всем необходимым для ремонта. Одновременно распространялась обучающая и консультационная литература. В результате такой массированной кампании ежегодные доходы возросли с 1, миллиона до 6,1 миллиона долларов. Боб нажил себе немало врагов, по многие его коллеги платят теперь за право пользоваться его рекламными находками, убедительно доказавшими свою эффективность!
Дамский интерьер Фирма-декоратор “Wahkins Paint & Collision” решила сконцентрировать свои усилия на работе с лучшей половиной потенциальной клиентуры Владелец, Терри Рурк, начинал с того, что заводил разговор со всякой посетительницей своего салона. В результате интерьер украсился романтическими навесами и растениями, свет приглушили, а на журнальных столиках появились модные журналы. Стенды ванных комнат обрели индивидуальное лицо с узнаваемыми предметами дамской парфюмерии Сотрудникам пришлось посещать семинары по умению слушать, и был нанят новый менеджер, отличавшийся особенной обходительностью и ангельским терпением.
Отказаться от наследства Специалист по корпоративному имиджу, не смущаясь, заявляет, что не причисляет свой бизнес к рекламному и вообще к пресс-службе На самом же деле занимаются они именно этим, разве что в несколько нетрадиционной манере. Оплата производится только по достижении конкретной отдачи от рекламы в масс-медиа. Клиент получает от “Corporate Image Store” двухстраничный факс, в котором разъясняется концепция оказываемых услуг и даются конкретные расценки в зависи мости от произведенного эффекта. Позиционируя себя как специалиста, материально заинтересованного в успехе клиента, вы станете выгодно выделяться на фоне конкурентов.
“Евангелический” маркетинг Если вы по-настоящему привержены своему делу и убеждены в ценности предлагаемых услуг, как, например, Тед Тенза из компании “Dialogic” (распространение компьютерных систем связи), то вам будет близка идея просветительства, продвижения в целом той области, в которой вы работаете, и вы с готовностью станете отвечать на любые вопросы по вашему бизнесу, от кого бы они ни поступали Именно так Тед и поступает, что обеспечивает ему большую популярность у специализированных изданий, периодически признающихся ему в своей любви. Кроме того, его статьи постоянно появляются на сайтах этих журналов в сети Интернет Станьте проповедником в своей области и пожинайте плоды собственной популярности.
Игрушки для взрослых Преуспевающий юрист Лесли Фастифф имеет репутацию человека, использующего все доступные средства для защиты интересов своих клиентов, и прославился, в частности, благодаря успешно проведенным процессам в пользу водителей “даль-нобойщиков” Перевозчики крупных грузов составляют, пожалуй, самую преданную часть его клиентуры История его успеха, опубликованная на ИЗУЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ первой странице одного из НИШИ журналов, сопровождается фотографией Лесли в Проштудируйте отраслевые окружении игрушечных издания ваших клиентов в публичной библиотеке Еще проще трейлеров с цветами тех — попросите клиентов принести вам транспортных компаний, старые экземпляры которые юрист в то или иное профессиональных журналов. Во время успешно представлял.
многих из них могли сохраниться купоны бесплатной подписки. Такое фото само по себе привлекает внимание, не говоря уже о впечатляющих размерах коллекции.
Если ваш бизнес занимает определенную нишу на рынке и тесно связан с отраслевыми потребителями, то входящие в ваш офис посетители должны сразу видеть признаки той отрасли, на работе с которой вы собаку съели На переднем крае Типография “Sorrento Mesa Printing” пользуется высоким авторитетом среди разработчиков технологий и преде гавителей науки Она завоевала прочную репутацию квалифицированною консульганта благодаря постоянному знакомству менеджеров с новинками высоких технологий и владению самыми современными достижениями в своем бизнесе. Они говорят: “Нашим клиентам требуется нечто большее, чем разумная цена. Им нужны люди, способные дать дельный совет, они хотят видеть в нас источник новых знаний и идей, а не простого испол нителя заказов” Используйте то, что уже обрело признание Сама компания “Bellcore” была далеко не так известна, как ее популярная коммутационная система с индексом ISCP Поэтому был разработан логотип с использованием популярной аббревиатуры, который ныне украшаег все программные продукты фирмы. В итоге повысился ее престиж и расширился сбыт по всем остальным товар ным позициям и услугам Экологический маркетинг Ряд полиграфических компаний, как, например, “Ink Works” и “Alonzo”, перешли на работу с типографской краской на соевой основе и на использование вторичной бумаги задолго до того, как сохранение ресурсов и охрана природы стали нормой среди их коллег по бизнесу. В свое время именно такой подход к используемым материалам позволил фирме занять свою нишу на рынке и обеспечил успех. Подобный имидж заранее настраивает людей на уважительное к вам отношение, идет ли речь о благотворительных акциях или соспонсорстве, или о пуб личных выступлениях по другим волнующим вас общественно значимым проблемам.
Программирование успеха Компания “CompuTrainers” занимается разработкой и реализацией систем элекгронной почты Спектр их конкурентов на современном рынке простирается от гораздо более крупной “Lotus” до любителей бесплатных он-лай-новьтх удовольствий Умело проводя политику точного позиционирования своих продуктов, “CompuTrainers” за год подняла свои доходы от нуля до миллиона долларов. Своей клиентурой компания объявила тех, “кто уже оценил принципиальные преимущества E-mail и хочет получить больше, не желая, однако, тратиться и герять время на то, чтобы приспосабливать под свои нужды программу “Lotus Notes”. Если вы не хотите торговав по минимальной цене и не располагаете возможностью конкурировать в верхнем ценовом диапазоне, то подобный подход будет наиболее логичным Преимущества высокой цены Назначение высокой цены служит заявкой на эксклюзивное качество услуг. Такая политика характерна для признанных королей рынка. Один из таких лидеров, предоставляющий инжиниринговые и консультационные услуги, в качестве рекламы своих возможностей декларирует нежелание заниматься контрактами на сумму менее миллиона долларов.
Подобное позиционирование может сработать и в отношении менее крупных провайдеров. Вы можете действовать под лозунгом типа “Вам придется раскошелиться на наши услуги, но они, черт возьми, стоят того!” Существует контингент потребителей, которым нравится выкладывать деньги, то ли из соображений престижа, то ли в надежде обеспечить себе таким образом наивысшее качество обслуживания. Своими высокими расценками вы привлечете потребителя, который не привык мелочиться, и получите возможность предложить призовой сервис, который вашим конкурентам не по карману.
Специализация и еще раз специализация Операторы земельного рынка только и говорят, что о расположении, нахождении и размещении предлагаемых участков Тогда как специализация на “ОВЕЩЕСТВЛЯЙТЕ” узкой категории потребителей также способна творить чудеса Джим Ричард- Выделяйте комплексные сон нашел свою нишу в деятельности с блоки своих услуг, которые разработчиками и поставщиками могут предлагаться в качестве сервисного продукта. Таким продукции биотехнологий В один пре образом вы сделаете свое красный момент он понял, что 3ia предложение более отрасль имеет в регионе самые осязаемым для клиента, широкие перспективы роста который будет четко Дальнейшее изучение вопроса представлять, что в итоге получит за свои деньги позволило ему осознать, что на разных этапах своего развития такие фирмы нуждаются в различных по качеству и площади участках. Углубив свою специализацию, Джим уже свободно разбирался в индивидуальных по требностях каждого клиента и стал пользоваться непрере-каемьш авторитетом в своей рыночной нише.
Продукт как катализатор услуг Познакомьтесь с прямо-таки хрестоматийным случаем “овеществления” услуг. Отделение датской компании-консультанта в области компьютерных технологий “Computer Resources International AS”, базирующееся в Сиэтле, было на грани закрытия Фирма владела определенным пакетом подпрограмм, который позволял оказывать консультационную помощь клиентам, а тем — составлять на базе этого пакета собственные прикладные программы Дела, однако, шли все хуже Тогда новый глава отделения Джордж Шафпер решил использовать в качестве трамплина для противостояния своим гораздо более удачливым конкурентам, как, например, EDS и “Andersen Consulting”, создание полноценного программного обеспечения.
Разработки имели уникальный характер и были запатентованы. Теперь компания уже предлагала целиком программы, плюс их адаптированные вер сии и консультации по пользованию, а не наоборот, как было прежде Так нужда стала матерью изобретения. Отделению было отказано в финансировании, и выкручиваться пришлось собственными силами. В разработку реального про дукта, т. е.
в превращение подпрограмм в полноцен ный товар, были вовлечены все специалисты компании. Изучение потребностей кли- ешов ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ позволило развернуть базовую КЛИЕНТ — частное лицо или компания, которые, по-вашему программу в це лую гамму программных средств. Сам же разумению, должны исходный продукт обрел испытывать потребность в ваших услугах ввиду их статус не столько специализации или иных программного ин струмента обстоятельств.
стоимостью в один миллион ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ долларов, сколько гаранта КЛИЕНТ — тот, кто сознает качества программ и успеха свою потребность в ваших услугах и располагает разра батываемых с их использо необходимыми для этого ванием проектов.
ДОСТОЙНЫ ЛИ ОНИ ТОГО, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ С ВАМИ?
Мы только что рассмотрели вопрос о важности того, чтобы дать клиенту реальное представление о себе, т. е. поговорили о позиционировании. Невозможно работать на рынке и строить плодотворные отношения с клиентами, если те не будут в полной мере понимать, чем конкретно вы занимаетесь Но не менее важным обстоятельством сегодня является желание большинства клиентов знать, чего вы стоите. В своем стремлении поскорее заработать слишком многие компании, увы, не задаются этим же вопросом в отношении своих нынешних и потенциальных клиентов Далеко не все возможные клиенты заслуживают вашего внимания. Они либо сами не знают, чего хотят, либо не имеют достаточных средств, полномочий, времени или не проявляют должного усердия, чтобы нанять вас. Как дру гие оценивают вас самих, прежде чем начать с вами со трудничать, так и вы должны составить о них свое мнение. Не теряйте времени на общение с неквалифицированным потребителем А впоследствии постоянно оценивайте клиентуру по степени ее полезное ги и безжалостно избавляйтесь от непродуктивною балласта’ Раздавайте с умом Разработчик компьютерных программ “Business Matters” всегда предоставлял своим новым клиентам месячный срок на испытание п опробование своих продуктов Однако некоторые из тех, кю воспользовался этой возможностью, не являлись квалифицированными клиентами. Хуже того, не будучи отягощенными какими бы то ни было реальными обязательствами, многие вообще не удосуживались оценить предоставленный в их распоряжение пакет. Отныне “Business Matters” требует оформления кредита или заказа на поставку, которые, впрочем, гарантируют стопроцентный возврат платежа или возможность отказа от оплаты в рамках месячного срока.
Незамедлительно процент завершенных сделок вырос с 50 до 70% Проведение бесплатных семинаров, рассылка бюллетеней или образцов может принести свои плоды. Однако убедитесь в серьезности намерений ваших клиентов. И, по возможности, постарайтесь застраховать себя от работы впустую, взяв с потребителя то или иное обязательство.
Будьте разборчивы Первоначально “Printing Resources” была рада всякому, кто переступал порог ее офиса или откликался на широко рассылаемые рекламные проспекты. Позже компания выяснила, что при проведении выборочной почтовой рассылки она не только сэкономит деньги, но и получит более крупные и выгодные заказы При анализе накопленной базы данных были выявлены 20 фирм-партнеров, которые обеспечивали 40% всего делового оборота, и впоследствии такие фирмы стали служить ориентиром для поиска новых потреби гелей при одновременном со кращении частоты отправлении в адрес менее крупных заказчиков.
Предложите клиенту особый статус Одна фирма взяла себе за правило работать с единсгвен-ным клиентом в каждой отдельно взятой отрасли. Так ей удавалось налаживать со своими потребителями по-настоящему близкие партнерскне отношения, которые не омрачались опасением оказаться перед лицом конфликта интересов. Поскольку в каждом сегменте рынка фирме нужен один-единственный потребитель, то отбор среди множества возможных кандидатов производится со всей тщагельнос тью. Когда клиент узнает о такой системе подбора, то обычно бывает польщен оказанным ему вниманием.
Помогите им оценить их потребности “Capella Networking” занимается установкой компьютерных систем и предлагает другие услуги и продукты по сво _ ему профилю, что обеспечивает годовой оборот в 14 миллионов долларов. Не так давно фирма пе реключилась также на КОГДА НЕ СТОИТ К НАМ моделирование локальных ОБРАЩАТЬСЯ сетей и обнаружила, что такая Подготовьте небольшой услуга предоставляет вопросник с перечнем причин, по прекрасные возможности для которым обычно люди не пользуются вашими услугами. Во- тесного общения с клиентами и демонстрации возможностей первых, анкета сама по себе привлечет к вам внимание, а во- как имеющихся у компании вторых, позволит установить контакт и квалифицировать новых других продуктов, так и всей гаммы предлагаемых услуг.
В том же разрезе бизнес консультант или бухгалтер может предло жить предпринимателю в качестве дополнительной недорогой услуги проведение тестирования. В результате не только будут определены реальные потребности клиента, что важно для него же самого, но и установятся более близкие отношения, в процессе которых потребитель сможет убедиться в профессиональных и иных качествах специалиста.
Организуйте для клиента консультацию “Master Group” занимается реализацией программного обеспечения и собственных программ обучения Однако выяснилось, что многие из ее действующих и перспективных клиентов не способны определить тот момент, когда они действительно нуждаются в помощи своею провайдера. Тогда компания привлекла к работе независимого консультанта, который помогает клиентам разобраться с их бухгалтерией, канцелярией и т. д. Именно такой специалист на месте объясняет, как продукты “Master Group” помогут им избавиться от потерь и сократить непроизводительные расходы. При таком подходе процент завершенных сделок возрос для компании с до 90%. Приглашение стороннего консультанта для оказания помощи клиентам позволит последним сделать осознанный выбор и еще больше укрепит вашу репутацию добросовестного партнера.
Выйти на потребителя Риэлтер Робин Родз сам активно занимается поиском покупателей на дома, выставляемые на продажу. Если, скажем, речь идет о доме на воде, то его будущий владелец может обитать здесь же неподалеку, иметь лодку или катер, быть одним из тех, кто уже арендует подобное жилище, являться членом загородного клуба или быть знакомым кого-то из ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ СЛАБЫХ КЛИЕНТОВ членов.
Вместо того чтобы просто Если кто-то из потребителей сидеть и ждать, когда не стоит ваших усилий, принося желающий сам явится пред больше проблем, чем прибыли, ваши ясные очи, не лучше ли порвите с ним больше времени отношения Так у вас останется пораскинуть мозгами и самому на работу с лучшими клиентами.
Тесты помогут клиенту квалифицировать самого себя Многие люди любят тестирование, поскольку в результате узнают что-то новое о себе самом. Компания “Practice Builder Association”, помогающая предпринимателям наладить собственный бизнес, предлагает им для начала одностраничную анкету из семи пунктов по оценке их маркетинговых успехов Вопросы, выраженные, впрочем, в утвердительной форме, предельно конкретны. Например’ 1 За последние шесть месяцев состав моей клиентуры изменился не в лучшую сторону.
2 Конкуренция отнимает у меня клиентов 3. У меня нет конкретного маркетингового плана.
4 Более крупные конкуренты и программные продукты наносят ущерб моему бизнесу.
5 Темпы роста моего бизнеса не приносят отдачи.
6. Я подумываю о расширении штата.
7. Я подумываю о расширении площадей.
Если по трем или более пунктам ответом является “отчасти” или “именно гак”, то фирма утверждает, что клиент нуждается в немедленной маркетинговой помощи!
Вопросы, которые войдут в вашу анкету, должны помочь клиенту осознать свои проблемы и потребности. При формулировании вопросов исходите из практики тех, кто в вас нуждается, и впоследствии помогите клиенту реализовать себя.
Качество потенциальной клиентуры Специализированный экологический фонд затрачивал слишком много времени на работу с малоперспективными клиентами. За три года его доходы сократились на 30%. В итоге возникла необходимость в классифицирующей сортировке перспективной клиентуры, для чего были выработаны критериев отбора, которыми, в частности, стали суммы экологических ассигнований, объем бюджета, удаленность и характер отношений. Далее усилия представителей фонда были сконцентрированы на работе с 20 наиболее перспективными проектами, что позволило переломить тенденцию сокращения доходности.
Можете ли и вы класси ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ — фицировать своих возможных ориентация маркетинговых потребителей? Какими критериями усилий на определенную оценки будете при этом группу потребителей с тем, чтобы сделать услуги более пользоваться»?
персонифицированными и Приобретение эффективными.
наводящих сведений Многие агентства (как, например, “Dun & Brad-street”) предложат вам списки компаний по Стандартной промышленной классификации SIC (по отраслям).
Можно также приобрести каталоги-указатели фирм Специализированные службы смогут подготовить по вашей заявке конкретный перечень ваших предполагаемых клиентов Лучшим в своей области фирма “Vanguard Technology” считает калифорнийское агентство “Computer Intelligence”, отобравшее для заказчика тех фигурантов списка из тысячи крупнейших компаний журнала “Форчун”, которые располагают локальными сетями на 200 и более пользователей. В большинстве случаев агентством предлагаются даже имена менеджеров по информационным системам в этих компаниях. “Vanguard” приобретает сведения по 2,6 доллара за позицию и оценивает свои шансы на успешный контакт как 1 к 30. Затраты на приобретение подобных наводящих сведений ничтожны по сравнению со стоимостью реализуемых “Vanguard” компьютерных систем.
Ищите свою аудиторию Большинство людей и не подозревают о существовании пейшбола, не говоря уже о том, чтобы в него играть. (Пейнтбол — это перестрелка из пневматических ружей, заряженных капсулами с краской.) Поэтому лучшим местом для рекламы игровых полей являются магазины, предлагающие соответствующее снаряжение. Другим удачным способом привлечь новых клиентов станет реализация со значительной скидкой билетов для новичков, которым будут преподаны азы игры и предложены сезон ные абонементные книжки. Именно так действует — и с успехом — фирма-организатор “Mare Island Paintball”. Если предлагаемые вами развлечения более традиционны и вы имеете дело, скажем, с драматическими представлениями или музыкальными концертами, то ваша аудитория — среди посетителей других увеселительных мероприятий, а также среди клиентов магазинов “Blockbuster” и “The Wherehouse” В принципе, вы встретите своих потенциальных клиентов там же, где тусуются ваши постоянные клиенты и где информация передается из уст в уста.
Расчистите пруд для крупной рыбы Типография “Dayprint Printing” посчитала разумным переключиться на более крупные и выгодные заказы. Она решила не конкурировать с держателями франшизы, а просто расчистила площадку от мелких игроков и сконцентрировала усилия на тех своих клиентах, которые обеспечивали 75% ее финансовых поступлений. У них нашлось еще немало долларов, которыми они, в принципе, были не против поделиться со своим поставщиком.
Извлечение данных Извлечение данных — это процесс добывания полезных сведений из вашей собственной базы данных. Действующий на федеральном уровне “National City Bank” занимается дифференцированной рассылкой информации о себе и телемаркетингом по отдельным сегментам рынка, на котором его клиентская база представлена 2 миллионами домохозяйств.
При индивидуализации распространяемых предложений используется более 30 различных критериев, и в настоящее время банк предоставляет 18 видов самостоятельных финансовых услуг. Сокращение накладных расходов обеспечивается более целенаправленной почтовой рекламой.
Выявление своих клиентов Правильный выбор арендуемых адресных списков важен как для эффективной почтовой рекламы, так и для предложения услуг по телефону. В одном из случаев соог ношение благоприятных откликов в адрес публичного тренера и консультанта, специализирующихся в одной области, составило 1 к 20 при пользовании одним и тем же списком. Удачный для вас список может со временем исчерпать свои возможности.
Однако Рой Шведельсон указывает на то, что по почтовым признакам наиболее акгив-ных ваших покупателей вы можете ограничиться пользованием лишь наиболее обещающей частью списка. Можно пользоваться и более совершенными меюдиками отбора, если вы четко представляете себе контингент своей клиентуры.
Многие брокеры готовы сделать подборку бесплагно в качестве дополнительной услуги, чтобы только вы арендовали у них побольше имен. Хорошая идея. Не могли бы и вы помочь своим клиентам стать более избирательными, что обеспечит успех их бизнеса с вероятностью большего числа последующих заказов на ваши услуги? Так устанавливаются долгосрочные взаимоотношения в противовес желанию немедленно отхватить куш.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ Всякое тысячемилыюе путешествие начинается с первого шага. Китайская поговорка Вы только что пробежали глазами 36 примеров из области практического маркетинга. В некоторых содержится по нескольку весьма полезных идей, которые могут относиться именно к вашему бизнесу. Но идеи начнут работать на вас только тогда, когда вы сами над ними поработаете. Чем скорее вы решитесь применить что-то из прочитанного на практике, тем с большим эффектом воспользуетесь моментом внезапного озарения. Вернитесь назад к сделанным пометкам и решите, что будет вами опробовано сегодня же.
А для начала задайте себе несколько вопросов, которые помогут сконцентрироваться на дальнейших конкретных шагах.
Во-первых, кто вы?
• Выделите свои сильные стороны. В чем вы особенно хороши?
• Каким вы хотели бы выглядеть на общем рыночном фоне в глазах своих нынешних и будущих клиентов (ваш статус)?
• Что именно выделяет вас среди остальных конкурентов?
Если вы испытываете затруднения при ответе на любой из этих вопросов, позвоните клиентам или иным образом пообщайтесь с участниками рынка, но выясните для себя все до конца. Потом подумайте, каким образом объяснить свое явное преимущество нынешним и возможным клиентам.
Далее. Кто ваши лучшие клиенты?
• В течение какого времени клиент остается максимально полезным для вас?
• Кто они — те 20% ваших клиентов, что обеспечивают вам 80% прибыли?
• Сколько процентов от деятельности ваших лучших клиентов на местном рынке принадлежит вам?
Если и здесь возникают трудности с оценками, проана лизируйте свои записи, переговорите с клиентами и т. д.
Выработайте образ идеального для вас клиента, перечислите качества, которыми он должен обладать. Составьте список тех, кого вы хотели бы видеть среди потребителей своих услуг или работ. Начинайте собирать о них сведения и наводить мосты.
В-третьих, кто не должен быть среди ваших клиентов?
• Перечислите худших из тех, с кем вы работаете, и избавьтесь от них. Так у вас высвободится время на общение с основными потребителями и с теми, кто представляется вам перспективным.
• Нацельте своих агентов на более активную работу с меньшим числом клиентов.
• Определитесь со способами квалификации клиентов, с тем чтобы они лучше соответствовали вашим требованиям. Попытайтесь откровенно переговорить с ними о том, чего вы от них ожидаете и что сами готовы предложить.
Теперь запланируйте на следующий день полчаса рабочего времени на проработку любого из вышеперечисленных пунктов.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ Если бы “Putnam” потребовалось обрести повое лицо, то нам пришлось бы.. разработать гфограмму последовательных и согласованных действий iia всех рынках, iia которых мы представлены.
Лоуренс Дж. Лассер, ведущий менеджер “Putnam Investments” В маркетинге постоянно появляются новые, внешне малопривлекательные термины. “Интегрированный маркетинг” в переводе на человеческий язык означает: одна рука ведает, что творит другая;
для чего нужно знать все о своих клиентах, координировать маркетинговые мероприятия в интересах достижения конкретной цели.
Большинство разделов этой книги посвящено тем или иным аспектам, методике, тактике маркетинговой работы, как, например, рекламе, пропаганде или реализации. Концепция интегрированного маркетинга призвана свести воедино все ваши усилия. Вы, вероятно, заметите, что разделы порой содержат сходные по сути примеры. Причиной тому — взаимосвязанность и неизбежное взаимопересечение различных по форме маркетинговых мероприятий. Пропагандистская акция приносит новые связи с возможностью совместных маркетинговых действий. Рекламный ход приводит к заявкам новых клиентов с возможным выходом через рекомендации на сеть их друзей и коллег. Высокое качество обслуживания удостоивается упоминания в СМИ и т. д. Чем ответственнее ваша работа над одной стороной своего плана, тем удачливее вы оказываетесь в реализации других его пунктов.
Интегрированный маркетинг может дать эффект, который превзойдет простую сумму составляющих его шагов и методик.
Начать работать по этой системе несложно. Определитесь с идеальными для вас возможными клиентами и направляйте все свои разноплановые маркетинговые мероприятия на их приобретение, действуя настойчиво и последовательно.
Дорогостоящий интегрированный маркетинг Именно благодаря интегрированному маркетингу “Putnam Investments” управляет активами стоимостью 150 миллиардов долларов. Компания превратила в элемент маркетинговой программы даже свой офис. Цель состоит не только в том, чтобы сформировать определенный имидж в глазах посетителей, но и в том, чтобы воздействовать на собственный персонал, который должен работать с клиентурой, проявляя энтузиазм и излучая гордость за свою компанию. Немалую помощь в оформлении интерьера оказала фонду дизай нерская фирма “Carbone Smolan”, СООТВЕТСТВУЙТЕ продемонстрировавшая, как форма ОБРАЗУ и содержание должны Поддерживайте соответствовать друг другу. собственный имидж перед Материалы компании по взаимным лицом клиентов. Вы сами фондам должны выделять эту ком- — немаловажный элемент конкурентов, вашей маркетинговой панию среди органично увязывать различные политики, а потому должны олицетворять собою успех.
продукты и услуги и представлять собой эффективный инструмент в руках дилеров компании.
Скромный интегрированный маркетинг Простой пример интегрированного маркетинга являет собой практика специалиста-криптолога Вивы Найта. Он круглогодично размещает свою рекламу в одном и том же журнале. И столь же сгабильно обеспечен работой Он делится со своим журналом собственным списком адресатов и рассылает совместно с изданием свои рекламные листовки. Бизнес в результате все расширяется, поскольку читатели давно наслышаны об эксперте. Естественно, что существует масса других способов проведения масштабного интегрированного маркетинга. К примеру, детектив может заявить о себе, печатаясь в том же издании, в котором размещает свою рекламу, и выступая па конференциях, спонсируемых своим журналом План маркетинга/контактов/сделок Джеймсу Картеру потребовался почти год на то, чтобы заполучить своего первого клиента. Потом клиенты стали появляться регулярно. Его бизнес-план состоял из пяти пунктов:
1. Изучать календарь бизнес-мероприятий на неделю в местной прессе.
2. Ближе знакомиться со спонсорами и участниками таких мероприятий по материалам, имеющимся в библиотеке.
3. Проиграть беседу с директором каждого из участников.
4. Созвониться с представителями каждой компании или с выразившими желание переговорить на предмет своего предложения. (За год он провел 100 телефонных переговоров.) 5. Налаженный таким образом контакт закрепить при личной встрече или звонком с предложением конкретной сделки.
Продать своего ребенка Большинство архитекторов чураются коммерции. Однако Дэвид Девис имел “продукт”, в который он действительно верил, — его сын-старшеклассник. Вместе они взялись за поиск покупателя (школы) для него, завязывая многочисленные контакты по телефону и через переписку, сопоставляя и обыгрывая получаемые предложения, торгуясь и сводя вместе возможных покупателей. В итоге сумма стипендии от школы, которая их устраивала, была доведена до 85 тысяч долларов, и сделка была заключена.
Их партнерами по переговорам в каждой из вовлеченных в торг школ были члены стипендиальных советов и главы музыкальных отделений (Девис-младший проявлял в этой области незаурядные способности). Контакты осуществляли еженедельно через E-mail.
Используете ли вы свои возможности общения с такой же целеустремленностью?
Эффект массированного наступления Страховые компании “MetLife” и “Geico” обязались перед своими агентами обеспечить их совместной рекламной поддержкой, которая в итоге принесет 10 тысяч новых кон тактов. Кампания проводилась средствами почтовой рассылки, рекламы в печати, на телевидении и через Интернет. Столь масштабным охватом НИЗКОЗАТРАТНАЯ СХЕМА перспективной аудитории ИНТЕГРИРОВАННОГО компании стимулировали МАРКЕТИНГА максимально активную работу своих сотрудников с Чтобы сэкономить на собственных базами маркетинговых мероприятиях, накапливаемыми используя введите в свою практику следующие данных, инструменты:
испытанные маркетинговые средства. • Организуйте групповые беседы.
Для вас большим числом • Адресуйте свои отправления может быть и тысяча, и • Участвуйте в изданиям.
отраслевым работе дискуссионных десять тысяч контактов в групп в режиме он-лайн.
неделю, но наличие • Общайтесь с целевыми группами конкретной цели в любом потенциальных потребителей.
случае поможет увеличить • Поддерживайте контакт с помощью почтовых открыток.
это число. • Сопровождайте прочие виды связи телефонным звонком.
Внимание к деталям окупается Ральф Фрэнсис имеет небольшую практику, которую он делит с двумя своими партнерами, специализируясь на защите интеллектуальной собственности. Он имеет техни ческую степень, а потому дела по проблемам инжинирин га ему близки, и клиенты вполне могут положиться на его компетентность. Своего второго по объему сделок клиента он приобрел, участвуя на общественных началах в работе комиссии по делам несовершеннолетних. Ральф — единственный юрист, постоянно присутствующий на собраниях местной секции Национальной ассоциации специалистов по материаловедению.
При оформлении своих заключений он привлекает (бесплатно для заказчика) соответствующих экспертов, что делает его работу безупречной. Кроме того, Ральф — постоянный автор изданий, пользующихся популярностью у его клиентов. Все эти “мелочи”, вместе взятые, и обеспечивают юристу надежную практику.
Годовой отчет Если вы возглавляете акционерную компанию, значит, она достаточно велика, чтобы позволить себе проведение серьезного маркетинга. Но, к сожалению, многие пренебрегают таким его инструментом, как годовой отчет. Совсем не обязательно изощряться в проявлениях высокого художественного вкуса и уподобляться тем, кто оформляет отчет в виде фолианта с золотым обрезом. Главное, сделайте его убедительным и отражающим вашу концепцию бизнеса в глазах акционеров и сотрудников, которые, по всей вероятности, и являются самыми преданными вашими клиентами и пропагандистами.
Комбинируйте средства Наиболее популярными средствами общения остаются почта и телефон. Вы можете упредить звонком рассылку своих материалов, что обеспечит большее к ним внимание. Но думаю, что эффективнее будет сначала провести рассылку, а затем уже переходить к звонкам. Именно так поступили в “Mellon Bank”, внедряя новый вид кредитных карточек. Во-первых, так вы сэкономите на звонках тем, кто сам ответит на ваше письменное послание, в то время как остальные окажутся уже подготовленными к телефонному разговору.
Скоординированная атака Консультант по ведению бизнеса на Африканском континенте, фирма “Green Route”, привлекла к себе внимание в значительной мере благодаря продуманной почтовой рекламе.
Через почту она приглашала посетить свой стенд на коммерческой ярмарке. Ее незаурядные отправления были особо отмечены на целой полосе журнала “Meetings and Conventions”.
Рекламные материалы фир-[яы действительно были выполнены со вкусом, передающим аромат экзотических стран, и к тому же при их изготовлении использовалась переработанная бумага Неизменное любопытство со стороны адресатов вызывала “магическая формула”, пересекавшая предоставленные фирме некоторые рекламные страницы Бить в одну точку Банковская сеть “BayBankb” сначала подготовила обще ственное восприятие с помощью широкой рекламы, а затем переключилась на общение с клиентурой через почтовые от правления, предлагая но- вые компьютеризирован-ные СФОРМИРОВАТЬ услуги. Параллельно ГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ осуществлялась поддержка средствами наружной, Крупные компании имеют и теле- выработанный четкий стандарт газетной, радио продукт графическоговотображения своей рекламы. Новый символики и целом “лица”, представлялся на выставочных скажем, на трейлерах, стендах рядом с моделями компьютерных сайтах и тому банкоматов, демонстрировался подобном, что должно обеспечить “Bay их узнаваемость. Каков ваш во всех отделениях Перспективные фирменный графический стиль?
Banks” клиенты получали по почте более подробные сведения о новом виде услуг. Каждый рекламный шаг затрагивал ту же тему и был адресо ван тем же людям. Подобная комплексная кампания действительно способна дать кумулятивный маркетинговый эффект.
з» Выкладывайтесь полностью Группа из двух консультантов специализируется на помощи банкам в реализации их услуг. Один из таких клиентов, “Bank One”, признается, что польза от предложенной ими программы огромна, поскольку в ней предельно детализируются функции и задачи каждого сотрудника банка.
Когда человек, прослушав курс, возвращается на рабочее место, он точно знает, что ему нужно делать. Конкретная миссия возлагается на каждого, от кассира — и далее по ступеням иерархической лестницы.
Сочетание ясных и четких шагов, оперативная поддержка и внушение роли руководства в обеспечении процесса в целом, постановка поэтапных целей обеспечат успех деятельности ваших клиентов. Передаете ли вы в руки клиента все инструменты, которые позволят признать вашу помощь безусловно эффективной?
Создавайте продукт Чтобы сделать свои интеллектуальные услуги более осязаемыми, “овеществляйте” их. Выразите их в каком-либо, пусть простеньком и недорогом, но реальном товаре.
Распространяйте такой товар и делайте тем самым свой основной интеллектуальный багаж еще более ценным и привлекательным в глазах широкой аудитории. К примеру, Лайза Смит, автор и маркетолог, выпустила целую серию брошюр типа “Стиль делового письма как элемент фирменного имиджа” или “Не раздражайте адресата неуместной пунктуацией”. Цена ее книжек не превышает 7—10 долларов.
Каждый выпуск становится очередной рекламой ее услуг.
Лайза бесплатно рассылает брошюры в адрес местных СМИ, предлагает собственным клиентам, упоминает о них в своих рекламных листках и т. д. В ответ клиенты и просто читатели снабжают автора своими отзывами, которые в свою очередь продвигают ее маркетинговые услуги. Крупные фирмы консультанты, подобные агентству “McKenzie”, выпускают собственные информационные сборники и роскошные журналы, в которых рассказывают о проводимых акциях и “случаях из практики” Для простого газонокосильщика или слесаря — не мастера писать книги — это может быть просто страница с 10 советами о том, как избавиться от кротов или уберечься от потопа. Подобные продукты помогут вам, помимо прочего, при ФОРМИРОВАНИЕ организации и проведении СЕРВИСНОГО ПРОДУКТА лекций и семинаров.
Можете ли вы “овеществить” собственные услуги? Как вам Услуги нравится идея юриста, порождают разработавшего пакет образцовых коммерческих контрактов и продукт реализующего его на рынке и Если вы консультант по предлагающего своим клиентам?
компьютерным техно- Или консультант, написавший логиям, то создаваемые руководство, справочник или книгу на материале общения с вами прикладные про клиентами и накопленного опыта граммы вполне могут пре- решения разного рода проблем?
вратиться впоследствии в Возможно ли такое в непатентованный продукт. отношении не столь интеллекту альных профессий? Один мой Например, мелкий разра знакомый, садовник Билл, ботчик “Client Server обнаружил источник бесплатного Factory” заключил договор с конского навоза и, фасуя его по “Gupta Corp.” на право мешкам, предлагает бесплатно распространения своим клиентам и продает соседям по цене магазина для собственного приложения к садоводов, но с доставкой на дом.
программам корпорации. В А как насчет химлаборато-рии или результате фирма успешно прачечной, разрабатывающих работала с этим продуктом технологию чистки новых материалов, а затем распростра в течение нескольких лет, няющих ее по всей стране? А после чего сотрудничество с косметолог или парикмахер, признанным лидером рынка которые, забавляя клиента во программного обеспечения время процедуры десятками было продолжено. анекдотов и случаев из жизни, могли бы наговорить их на пленку и предложить посетителю в Сконцентрироваться качестве презента в дорогу или на том, что сувенира для друзей?
приносит прибыль Фирма по монтажу си стем отопления и конди ционирования “Costney Brothers” с персоналом в человек была полностью загружена работой, но прибыли не получала никакой. Сейчас она бо лее чем удвоила объемы работ, достигнув оборота в 3 миллиона СПАСИТЕЛЬНЫЙ долларов. Ее ичя можно МАРКЕТИНГ прочитать на городских Да, “Costney Brothers” автобусах и рекламных щитах, отхватили приз. Однако в их встретить в программах успехе нет ничего сверхъес тественного — просто-напросто кабельного телевидения. Кроме тою, использую гся радио, правильный выбор наиболее эффективных рекламных почтовая рассылка и объявления каналов, концентрация маркетинговых усилий, оценка в газегах, т е. практически все результатов и переориентация доступные средства (сегодня фирма расходует на рекламу на обслуживание. Только и всего! около 8% выручки). Успех пришел, когда братья компаньоны вплотную занялись вопросами управления и маркетинга, перестав без разбору хвататься за выполнение всякого поступающего заказа. После анализа состояния своего бизнеса они отказались от нерентабельных работ по оснащению нового жилья и переключились на ремонт и замену оборудования. Впоследствии были расширены границы сервисной территории.
“Дальнобойная” реклама “McCormick & Schmicks” открыла новый ресторан морских блюд в Корт-Мадера, штат Калифорния. Вот только место оказалось не слишком людным, хотя здание было видно с пролегавшей неподалеку автострады А потому на крыше заведения был установлен гигантский надувной краб. Краба заметили, в том числе и городские власти, велевшие убрать чудовище. В итоге на первой странице местной газеты появилась заметка, посвященная этому событию. Далее последовала серия рекламных объявлений, неизменно заканчивавшихся сакраментальным вопросом “Кто съел краба?”, с самыми невероятными версиями его таинственного исчезновения.
Рекламное уведомление Приведу хороший пример целевого интегрированного маркетинга с использованием имени известной личности.
Центр профилактики рака молочной железы Гарлема привлек к пропаганде своей очередной кампании бесплатного обследования известную актрису Вупи Голдберг, которая на рекламных плакатах, в брошюрах и рекламных объявлениях выступала в роли врача. По кварталу разъезжали машины с громкоговорителями, на улицах раздавались листовки. Столь массированная агитация принесла свои плоды и привлекла большее количество людей, чем когда бы то ни было раньше.
Маркетинг через благотворительный сборник рецептов Совместно практикующие врачи-дантисты в штате Миннесота решили собрать деньги на благотворительные цели путем издания поваренной книги. Рецепты собирались, что называется, с миру по нитке: своими секретами поделились сами врачи, их пациенты, авторы кулинарных рубрик в местной прессе, персонал приютов, для которых, собственно, и предполагалось собрать средства, правительственные чиновники, включая самого президента США. Рекламный эффект кампании был грандиозным, поскольку сведения о благотворительном сборе рецептов, а впоследствии и об издании книги, были распространены местным телевидением и прессой. Реализация книги покрыла затраты на ее публикацию и принесла желанные средства.
Проект издания подобной книги, составленной из отдельных эпизодов, является весьма ценной идеей, так как к участию в ее создании можно привлечь массу самых разных людей. Речь может идти о юмористическом сборнике, собрании воспоминаний о смешных случаях из жизни и т. д. Достаточно иметь возможность общаться с большим числом людей и присмотреть в округе детский дом — вот и все, что требуется.
Такой проект вполне по плечу организациям типа “Lions Club”, “Rotary” или иным общественным объединениям.
Изменить неблагоприятный имидж и реальность Крупный фонд медицинского страхования столкнулся на одном из новых для себя географических рынков с неожиданно большими трудностями при попытке обрести местных клиентов. Выделив два ВАРИАНТ контингента лиц, от которых зависел РЕАЛЬНОСТИ успех страхования, фонд выяснил: 1) пациентам фонд казался слишком Интегрированный маркетинг способен лучше большим, территориально уда довести до сведения ленным и безразличным к отдельно потребителей информацию взятому вкладчику, 2) о вашем существовании. Но медицинскому персоналу, который если ваше истинное лицо не соответствует формиру- должен был справляться о сумме страхового пособия, емому имиджу, активный маркетинг лишь ускорит причитающегося больному, претила ваш крах. Люди быстрее забюрократизиро-ванность раскусят, с кем имеют дело, процедуры оформления выплат. Для почувствуют себя устранения выявленных препятствий обманутыми и поделятся своим разочарованием с фонд значительно повысил опера другими.
тивность реакции на поступающие запросы и разослал по клиникам региона разъяснения с фотографиями тех своих представителей, которые будут отныне персонально отвечать за разрешение всех возникающих вопросов.
Медицинскому персоналу предлагалось незамедлительно связаться с назначенными представителями фонда и выяснить все детали. В СМИ появились идентичные уведомления (также с фотографиями) в адрес будущих клиентов, заверявшие, что поименованные сотрудники фонда обязаны оказывать страхователям всемерное содействие. После нескольких лет застоя показатели страховых взносов уверенно пошли вверх.
Интегрированный маркетинг по-крупному “Lufthansa Cargo” поставила себе целью стать самым крупным авиационным грузоперевозчиком на рынке США. Была проведена серьезная работа по созданию базы данных по перспективным потребителям. Прошла мощная рекламная кампания на радио, ТВ и в средствах печати. Система гибких тарифов и премий заставила потребителей обратить внимание на столь активного участника рынка. Творческая работа персонала по привлечению новой кли ентуры всемерно поощрялась. Коммерческие агенты внима тельно отслеживали установленные контакты. По различным регионам страны кампания привела к росту объема услуг в долларовом выражении минимум — на 57% и максимум
на 264%. В итоге “Lufthansa Cargo” действительно стала первым перевозчиком на своем рынке по тоннажу обрабатываемых грузов “Партизанский” маркетинг “Alta Technical Services” всячески стремится расплачиваться собственными услугами за возможность заявить о себе и обрести репутацию компетентного партнера Когда Джо Эсулайтис еще только начинал свой бизнес, то предлагал собственные консультационные услуги по использованию компьютерных технологий в обмен на возможность разместиться в офисе клиента с частичной загрузкой его же секретарши. Таким образом фирма приобрела большую известность, чем могли позволить в то время ее денежные средства, и сумела сформировать солидную клиентуру. В общении с клиентами фирма пользовалась главным образом почтовыми открытками, дающими лучшее соотношение стоимости и эффективности. Дорогие буклеты были не для нее, а вот сети он-лайн — как раз то, что нужно. Мало-помалу бизнес расправлял плечи Реклама на благотворительности Скромные салоны красоты “Raun Hairdressers” и “Day Spa” занимались бартерным обменом своих услуг на возможность участия в публичных акциях. В ходе широко разрекламированных благотворительных мероприятий они предлагали бесплатные сеансы массажа, предоставляли организаторам радиовикторин свои приглашения в качестве призов победителям и т. д. После радио дело дошло и до телевизионных шоу Начав с полной неизвестности и необходимости предлагать себя бесплатно, салоны добились громкой славы и получили возможность оперировать значительным маркетинговым бюджетом.
Грошовые аудиокассеты IBM продвигают ее сетевые услуги IBM посчитала необходимым укрепить свои позиции в сфере сетевых услуг. Как ни странно, но, несмотря на свое громкое имя, еще в конце 1996 г IBM была практически неизвестна среди пользователей он-лайновых систем. Для решения ряда специальных технических вопросов компанией были привлечены несколько небольших фирм-партнеров. Затем была развернута рекламная и информационная кампания через презентации, почтовую рассылку и СМИ по популяризации аудиокассет под обложкой “Секреты создания высококлассного сетевого сайта”. К кассете прилагалась информация IBM о широких возможностях Интернета, а тем, кто решил действо вать немедленно, предлагалось стать одним из первых счастливчиков, набрав указанный телефонный номер Аудиокассеты весьма популярны в наши дни среди тех многочисленных автовладельцев, которые вынуждены значительную часть времени проводить за рулем. Кассеты недороги в производстве, пользуются спросом и окупаются ПЛАН ДЕЙСТВИЙ Я могу предложить вам простую формулу успеха: сначала все до конца продумать, а затем до конца же осуществить Эдди Рикенбейкер Определите, что из 22 примеров этого раздела вы сможете позаимствовать для себя. Кроме того, обратите внимание на следующие моменты:
• Непредвзятым взглядом окиньте свои рабочие при надлежности, визитную карточку, информационные брошюры и другие маркетинговые материалы. Все ли они выдержаны в одной цветовой гамме, выполнены соответствующим шрифтом и в целом передают ваш “фирменный” стиль?
• Если вы пользуетесь разнообразными маркетинговыми каналами, то прослеживается ли в их работе общая идея, которую вы в конечном итоге и хотели бы донести до потребителя»? Сопоставьте тексты ва ших девизов, телесообщений, рекламных объявлений, почтовых отправлений, бюллетеней, информационных листков, электронных страниц и т. д. Убедитесь в их последовательности, а кроме того, выясните, какие из них содержат наиболее удачные позиционирующие элементы, которые можно использовать повсеместно в вашей рекламе. • Одним абзацем, приблизительно в полстраницы, перечислите по крайней мере три маркетинговых инструмента, которыми вам следует пользоваться и совместным действием которых вы максимально донесете до потребителя свое сообщение Запланируйте полчаса рабочего времени сегодня или завтра для написания такого полустраничного плана и решите, когда именно вы приступите к осуществлению интегрированного маркетинга в этом самом элементарном его виде.
БИЗНЕС СТРОИТСЯ НА ЛИЧНЫХ КОНТАКТАХ Всякие паши отношения основываются па духе взаимопонимания, партнерства, на синергичной продуктивности сторон и осознанной потребности друг в друге.
Стивен Ковей Маркетинг призван строить отношения. А лучшим способом их налаживания и поддержания остаются личные контакты.
Большинство людей желают знать тех, с кем они имеют дело. И непременно требуют персонального внимания к себе.
Удовлетворить эти потребности возможно только при полном понимании партнера. При встрече люди ждут от вас информации о том, чем вы занимаетесь, и хотят почувствовать вашу заинтересованность в предоставлении или получении той или иной помощи. При отсутствии подобной инициативы вас могут заподозрить в недоброжелательности или в нежелании сотрудничать.
Если сегодня у собеседника нет нужды в ваших услугах, она может появиться в будущем, поэтому предполагается, что вы выразите искреннюю готовность к возможным контактам, постоянно будете оставаться в поле зрения и при следующей встрече непременно узнаете своего давнего знакомого. Если работа с вами потребует от партнера значительных вложений — денег, времени и т. п., — то естественно, что ему захочется получше узнать вас.
Все сказанное лишь подтверждает мысль о важности личных контактов для успешного маркетинга. Хотите, называйте это продажей, хотите — зовите по-другому. Многие провайдеры работ и услуг относятся к слову “продавать” с отвращением. Как бы то ни было, при успешной работе границы между личными контактами, продажей и связями, которыми вы располагаете, весьма условны.
Дальнейшие разделы представят приемы приобретения и использования связей более подробно, а пока посмотрите, что из приведенного ниже поможет вам при налаживании отношений.
Главное в этом деле — правильный настрой.
*** Зароните семя Как метко заметил Гленн Ягодзински, процесс продажи сродни ведению фермерского хозяйства. Каждый день вы вносите семена будущих всходов своими звонками вероятным клиентам. Вы тщательно ухаживаете за посевами, перезваниваясь с клиентами в их дни рождения, рассылая им информационные бюллетени, приглашения на семинары и т. п.
И всякий день вы пожинаете плоды своих усилий в виде завершенных сделок, которые созрели в результате затраченных вами усилий. Ковыряться в земле — занятие, возможно, менее престижное, но оно дает нам прекрасную модель налаживания долгосрочных и плодотворных отношений.
Для начала обозначьте цену своего отношения Прежде чем люди захотят иметь с вами дело, понадобится произвести на них благоприятное впечатление, т. е. “продать” им самого себя. Выясните, чем живут ваши клиенты, что для них по-настоящему значимо в жизни. Это могу быть семья, успехи детей, хобби или домашний любимец. Дуглас Катррайт, финансовый консультант, утверждает: “Наладьте эмоциональную связь, а с деньгами уладится само собой”.
Долгий цикл реализации Джулия Алекта вместе с партнерами специализируется на инвестиционном законодательстве и работает в Сан-Франциско.
В период кризиса 1992 г. ей первой пришла в голову мысль попытаться заполучить себе в клиенты бро керско-дилерскую фирму из Сиэтла. Она посетила iix, ОТНОШЕНИЯ когда однажды была в этом ТРЕБУЮТ ВРЕМЕНИ городе, потом вела переписку Пройдет немало времени, и т п. И так до июня 1996 г., прежде чем люди вверят вам когда был подписан первый контракт на миллион долларов Вместо того чтобы просто сидеть и контракт Джулия не исклю ждать, когда долгожданный заказ чает того что до следующей свалится вам на голову, составьте столь же крупной сделки ей отдельный список тех клиентов, придется поработать еще три которые кажутся вам наиболее года Такова цена привлекательными, и начните строительства здания прочных изучать их одного за другим Установив контакт, проявите профессиональных отношений терпение и готовность строить ваши отношения планомерно и без Удачный пассаж излишней спешки находчивого агента Торговый агент IBM сумел договориться о скорой встрече с президентом фирмы-покупателя.
Детали были оговорены заранее, и оставалось лишь поставить подписи под заказом. Однако, занеся перо над бумагой, президент заявил “Но как я могу доверить такой контракт совершенному незнакомцу7” На что наш агент возразил, подавшись к собеседнику “Во-первых, должен возразить, что на самом деле я далеко не совершенен. Тут вы не угадали Во вторых, нельзя меня назвать и незнакомцем. Я скорее ваш друг, с которым вы прежде не имели возможности сойтись поближе.
Уверен, что первый же заказ поможет вам в эюм убедиться” Заявление продавца о собственном несовершенстве — весьма остроумный ход Восприятие же партнера как друга, достоинства которого еще предстоит оценить, должно показаться привлекательным для клиента, рассчитывающего на доверительные отношения. Если вы прямо говорите, что ваша первая совместная операция важна не сама по себе, а лишь как повод лучше узнать друг друга, то ваши слова могут произвести благоприятное впечатление. Если вы настроились не на сиюминутную прибыль, а на долгую совместную работу, то должны постоянно демонстрировать клиенту это свое намерение.
Преодолеть страх первого контакта Первые разведочные звонки могут кого угодно привести в смущение Рэм Йеллен выработал для себя целую систему психологической подготовки к такой работе Он предварительно задает себе следующие вопросы • Что может случиться самого страшного, если я сейчас позвоню, сделаю предложение или попрошу назвать еще одного возможного покупателя? (Они могут воскликнуть:
“Нет, нет и тысячу раз нет!” Ну совсем как в той мыльной опере.) • Что может произойти самого замечательного? (Вы приобретете нового друга на всю жизнь.) • Что я стану делать, если узнаю, что мои услуги по требуются им завтра же?
Приколите над своим столом фотографию того, кто преуспел в вашем бизнесе, и спрашивайте себя, как поступил бы он на вашем месте (если это конкурент, то покажите ему, что и вы не лыком шиты1). В конце концов, признайтесь себе в собственных страхах и — действуйте.
СТРАХ НАРВАТЬСЯ НА Признайте за собой ОТКАЗ право на неудачу Отказ не может быть Заранее простив себя за личным выпадом против вас, возможное фиаско, вы сможете разве что собеседник избавиться от страха потерпеть действительно о вас наслышан Проявляя неудачу. Многие ваши настойчивость, вы лишь преуспевающие коллеги дают себе демонстрируете искреннее время на “испытание” различных желание установить подходов или устанавливают до- взаимовыгодные отношения.
Если же вас отвергают, то пустимую квоту провалов.
сами оказываются в проигрыше.
Но ведь и в этом случае завязываются контакты, и в голову приходят интересные идеи. Брайан Джефри руководил службой реализации пейджеров Он предложил своим сотрудникам поработать вне пределов территории обслуживания и провести первичный обзвон гипотетических потребителей В результате почувствовавшие себя совершенно раскованно агенты неожиданно обрели новых клиентов, о которых в иное время и не подумали бы Полученный опыт прибавил им уверенности при теперь уже “боевых” звонках.
Станьте частью их бизнеса Роберт Хаус из Ассоциации представителей свободных профессий говорит, что бизнес-консультанты, бухгалтеры аудиторы и все те, кто своими услугами содействует успешной работе компаний и предпринимателей, должны сознавать себя не простыми советчиками, а частью того бизнеса, с которым в настоящий момент связаны. Только в этом случае их совет будет по-настоящему толковым и пойдет на пользу дела. Один из клиентов как-то признался: “Для меня это было в общем-то сюр призом. Не смущаясь, мне все говорили в глаза. Я чувствовал, что человек в самом деле озабочен положением, и не могу не признать, что во многом он действительно был прав”.
Сделайте общение приятным Психологические исследования показывают, что, принимая людей такими, какие они есть, вы позволяете им чувствовать себя в вашем обществе непринужденно и максимально естественно. Коммерческий агент передал слова клиента о том, что при общении с ним потребитель чувствует себя сидящим в уютной гостиной наедине с лучшим другом Менеджер определил подобные отношения с клиентурой как образцовые и нацелил всех своих агентов на налаживание таких же отношений.
Товар? Только вместе с вашей улыбкой Барбара Сигман из “Advanced Systems Group” обеспечивает своих клиентов новым оборудованием, работая с рядом лизинговых компаний. Она говорит: “У наших партнеров поставщиков гораздо больше общего, чем ка ких-либо более или менее су щественных различий. Поэтому НЕ ЗАТЕРЯЙТЕСЬ В выбор зачастую определяется только СЕРОЙ МАССЕ личными качествами их персонала Того, кто не стесняется Останавливаешься на тех, кто более проявлять свои доброде внимателен, с кем просто приятнее тели, не перепутаешь с вести дела” Иными словами, другими.
решающими факторами бизнеса член Верховного суда оказываются качество обслуживания и харакгер отношений Если вы мало чем отличаетесь от своих конкурентов, то лучше бы вам стать таким, каким вас хотят видеть ваши потенциальные клиенты!
Будущее за звонками-приглашениями Одно из исследований фирмы “Penton Research” показывает, что 52,6% звонков о намерении заключить сделку делают сами клиенты. Анализ же, проведенный Артуром Андерсеном в одной из областей бизнеса, свидетельствует о том, что к 2000 г.
потребителями будут инициироваться 78% контрактов.
Полученные результаты означают две вещи. Во-первых, если клиент сам прибегает к вашим услугам, то напористость с вашей стороны становится неуместна (см. раздел 4). Во-вторых, вы должны постоянно находиться в поле зрения потенциальных клиентов, чтобы в момент их готовности к действиям они вспомнили именно о вас. Поддерживайте с ними контакт с помощью информационных писем, напоминайте о своем существовании другими ненавязчивыми способами.
Контроль несостоявшихся продаж Настойчивость окупается. Джеффри Менделл дважды в течение восьми лет упускал контракт на реализацию программы здравоохранительных мероприятий крупной корпорации.
Однако контакт со своим несостоявшимся клиентом он упорно продолжал поддерживать, главным образом на теннисном корте.
Третья попытка принесла ему успех.
Имейте в виду, что вы склонны придавать отказу гораздо более личный характер, чем он того заслуживает. Будьте немного мазохистом, и успех к вам придет! (Ве ВАШ РЕЙТИНГ В ГЛАЗАХ шать над кроватью кнут не обязательно.) КЛИЕНТА Получите добро на Клиенты часто оценивают серьезность ваших намерений продолжение контактов по степени проявляемой При окончании успешного настойчивости. Согласно их телефонного разговора с рассуждениям, если вы легко отказываетесь от борьбы, то их желанным клиентом Джефф дело вас мало интересует И Бернер, автор книг и напротив, если вы тратите консультант, всегда просит достаточно много времени и позволения и впредь средств на работу с ними,значит, вы готовы периодически звонить со выложиться еще больше ради беседнику. Таким образом он того, чтобы полностью убивает двух зайцев разом. Во удовлетворить их запросы.
первых, добровольно возлагает на себя труд поддерживать цен ный для него контакт, а во вторых, заранее настраивает собеседника на продолжение отношений. Поскольку сделки, как правило, заключаются после многих предварительных встреч и переговоров, вам следует выработать надежную тактику непрерывного общения с потенциальными клиентами.
Желанное соблазнение Испытываете неудобство от собственной, как вам кажется, чрезмерной настойчивости? Давид Зерен из “First Chicago Bank” утверждает, что клиенты ждут от вас очевидных усилий завязать с ними деловые отношения. Если вы не проявляете энтузиазма на заключительном этапе переговоров, то это вызывает лишь недоумение и раздражение.
Гарантированный информационный эффект Марша Фридман, специализирующаяся на организации публичных выступлений, предоставляет людям возможность выступить перед широкой аудиторией. В част ности, она занимается при и КЛИЕНТЫ -ВО ВТОРУЮ глашением авторов книг ОЧЕРЕДЬ публикаций для участия в радио- и телевизионных ток-шоу В туристическом агентстве Особенностью предоставляемых “Rosenbluth Travel” сотрудники ею услуг является го, что оплата рассматриваются как основной производится только за реальный капитал фирмы Руководство информационно-пропагандистский считает, чтодела именно при такой постановке эффект Как только человек обеспечивается наилучший выражает желание поучаствовать в уровень обслуживания одном из подобных мероприятий, клиентов со стороны самих Марша начинает поддерживать с сотрудников Владелец агентства даже выпустил ним постоянный контакт, инфор- собственную книгу под мируя о планируемых программах, названием “Клиенты — во читательских конференциях, вторую очередь, и другие секреты первоклассного книжных выставках и т. д.
Многих ваших клиентов может смущать тот факт, что они слабо вас знают Постоянно уделяя им свое внимание, вы развеете эти естественные сомнения и заставите поверить в себя Как вас оценивают Ваши сотрудники — ваши лучшие агенты. Сознаете ли вы эту их функцию? Ниже приведены данные рейтинга решающих факторов выбора именно ваших услуг.
• Я знаю человека, который там работает (работал) — 30%.
• Я пользуюсь (пользовался) их продуктами или услугами — 12%.
• Часто встречаю их вывеску на зданиях или машинах — 7%.
• Слышал или читал об их деятельности в СМИ — 5%.
• Видел их рекламу — 2%.
Итак, ваша лучшая реклама — это ваш персонал. Относитесь ли вы к нему соответственно»? Будьте убедитель Hbi в первую очередь по отношению к своим работникам. Не забывайте снабжать их буклетами, информационными бюллетенями, заряжать своим энгузиазмом и уверенностью.
Сделайте персонал промоутером своих услуг Ваш офисный, экспедиционный и линейный персонал имеет большой кредит доверия в глазах потенциальных потребителей, поскольку не ассоциируется напрямую с хозяином бизнеса.
Например, один финансовый консультант учит свой персонал так отвечать на вопрос о специализации фирмы: “Я работаю на людей, которые лучше всех в городе разбираются в финансах”.
Такая рекомендация многого стоит, она внушает доверие. Если персонал чувствует достойное к себе отношение, то с гордостью станет рассказывать о достоинствах своей фирмы.
Источник