- «Действуют господа нагло»: 7 ситуаций, в которые можно попасть из-за мошенников
- Опыт читателей Т—Ж
- Курс о больших делах
- Как воруют в ресторане. 100 способов обмануть владельца
- Назаров Олег
- Как официанты обманывают гостей и руководство
- И как этого избежать
- Как я стал официантом
- В каких заведениях я работал
- Сколько официанты зарабатывают легально
- Почему официанты обманывают
- Как наказывают официантов-мошенников
- Что делать, если вы гость
- Что делать, если вы владелец кафе
«Действуют господа нагло»: 7 ситуаций, в которые можно попасть из-за мошенников
Опыт читателей Т—Ж
Мошенники стараются нас подловить, когда мы не контролируем свои эмоции и не ожидаем подвоха. Их этому даже специально обучают.
Читатели Т—Ж рассказали о том, как они сталкивались с жуликами, и подсчитали свои потери.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Мы планировали второй день свадьбы и решили снять коттедж: барбекю, свечи, гитара, душевность. Пригласили друзей. Коттедж искали через «Авито», нашли уйму объявлений, звонили, задавали интересующие вопросы. Выбрали одно место — по фото оно показалось симпатичным. Хозяин всегда был на связи и выслал еще несколько фотографий по нашей просьбе. Попросил предоплату 3000 Р из-за того, что мы хотели снять дом на выходные. Стоимость полной аренды коттеджа была 9000 Р .
Отправили деньги, за пару дней до заезда созвонились, уточнили детали. Хозяин сказал, что на территории будет охранник и он нас впустит. «Посуда вся есть, сауну растопим по запросу».
Муж предчувствовал, что что-то может пойти не так, и в день заезда уехал туда на несколько часов раньше, а я встречала гостей. Хозяин коттеджа продолжал активно отвечать на звонки, рассказал, где ждать охранника, говорил, что он едет, но попал в пробку. Так продолжалось минут 40, а потом хозяин просто перестал отвечать на звонки.
Мы стали срочно искать новое место. Нашли за час и уехали — но стресс был сказочный. В деньгах, конечно, потеряли немного, но обидно же .
Потом писали в поддержку «Авито», жаловались на объявления, и этого «хозяина» вроде как блокировали. При этом мы видели его новые объявления по другим адресам, но с тем же номером телефона. Можно было, конечно, написать заявление в полицию, но нам было не до этого. Мы обращались и в банк с вопросом: «Что делать? Нас обманули». Нам сказали, что отменить перевод можно, но с согласия второй стороны. Понятно, что это тупик.
Курс о больших делах
Потери: 75 000 Р
Заключил договор на семестр обучения в китайском вузе. Купил билеты, оплатил общежитие и услуги агента. Но в последний момент мне не дали китайскую студенческую визу, потому что приглашение вуза оказалось поддельным. Итог: минус 75 000 Р .
Потери: 10 000 Р
В Санкт-Петербурге работает некая риелторская контора, в которую я попал после звонка по заинтересовавшему меня объявлению о сдаче квартиры. По приезде сразу можно было почуять неладное: однодневный офис, два амбала на входе и замученного вида дамы, окучивающие клиентуру. Однако все тревожные звоночки я пропустил мимо ушей — и остался без кровных 10 000 Р . Вот как это случилось.
Девушка, которая меня обрабатывала, сразу предложила подписать договор оказания информационных услуг и внести предоплату в размере 10 000 Р , которая пойдет в счет первого месяца аренды. С хозяйкой я должен был встретиться сам. Был второй вариант: выехать на адрес вместе с агентом, но за его выезд нужно было отдать еще 20 000 Р . Естественно, я выбрал первый вариант и как-то без задних мыслей передал деньги девушке. При этом устно мы договорились, что, если мне что-то не понравится на объекте, всю сумму мне вернут без вопросов. Мне даже выдали три квитанции о приеме денег — все на разные ООО.
Выйдя из офиса, я уже начал подозревать, что остался без денег, но делать было нечего: поехал на объект с забитым в телефон номером хозяйки. Разумеется, по приезде дозвониться до нее я не смог и, предприняв еще несколько попыток в течение часа, уехал домой.
Дальше началась эпопея с возвратом денег. Я подал заявление и, пока ждал его рассмотрения, каждый день звонил риелторам. Несколько таких звонков я зафиксировал на диктофон. Собеседница заверяла меня, что заявление рассмотрят и деньги вернут в полном объеме. Но затем я узнал, что в возврате денежных средств мне отказано по каким-то надуманным причинам.
Действуют господа мошенники нагло и, видимо, очень давно. Я нашел еще трех человек в интернете, пострадавших от этих людей, и целый видеосюжет на петербургском телевидении — похоже, об этой же конторе. Решили подать коллективную жалобу в прокуратуру. Вроде бы и не очень великие деньги потерял, но все равно обидно.
В прошлом году я решила порадовать себя подарком и заказала платье. Увидела рекламу в «Одноклассниках», где сообщалось о распродаже в связи с ликвидацией склада. Естественно, говорилось о скидке. Я сделала заказ, мне перезвонили, уточнили некоторые детали и сказали ждать. Ждать пришлось восемь дней, потому что заказ из Москвы в Тулу шел почему-то через уральский город — сейчас уже не вспомню его название.
Моей ошибкой было то, что я не открыла посылку прямо на почте. Внутри оказалось нечто, совершенно непохожее на заказанное платье. Я решила отправить заказ по указанному адресу, чтобы получить назад свои деньги, но посылка вернулась ко мне через месяц как невостребованная.
Я совсем не знала, что делать в такой ситуации, и просто положила эту посылку в шкаф как напоминание о том, что не стоит делать покупки через интернет. И еще написала об этой ситуации в «Одноклассниках», чтобы предупредить других людей о мошенниках. Кстати, когда я попыталась дозвониться по тому телефону, с которого мне звонили, механический голос сообщил, что этот номер работает только на исходящие звонки.
У меня остались чеки оплаты на почте и адрес, с которого отправляли эту посылку. Теперь я, наверное, обращусь в прокуратуру, хотя не уверена, что там мне помогут.
Я пенсионерка, мне 65 лет. Однажды я увидела в «Одноклассниках» рекламу итальянских женских сумок и решила сделать себе подарок. Менеджер уговорила меня заказать сразу две, сказала, что они дешевые. Одна сумка стоила 1999 Р , и я согласилась.
В итоге вместо двух сумок, которые я ждала с нетерпением, мне прислали четыре пары китайских носков. На телефонные звонки фирма, находящаяся в Саратове, не отвечает. Я обратилась в администрацию города: написала письмо, приложила копию почтовой квитанции и фото носков. Но ответа так и не дождалась.
Потери: все, что было на банковской карте
Обидно до слез. Не далее как в марте этого года я попалась на удочку мошенников. Искала водителя на «Блаблакаре», позвонил один, предложил поездку — и, главное, не очень дорого. Попросил оплатить, скинул ссылку. Для перевода денег нужно было ввести код. Первый ввод — «код неверный», во второй раз опять так же и так далее. Деньги снимались каждый раз, когда я вводила код. Вот, в принципе, и все. Списали все, что было на карте.
Дело было в 2018 году. Я тогда фанатела от американской группы Twenty One Pilots. Через полгода они должны были прилететь в Москву на концерт в рамках своего турне. Еще задолго до этого я вступила в их фан-группу во «Вконтакте». Когда билетов на «Кассир-ру» не оказалось, девушка из группы предложила мне купить билет у нее за 5000 Р . По ее словам, он стоил 6000 Р , но она делала скидку, потому что не могла пойти на концерт. Скинула мне скрин билета, замазав его номер и штрихкод, а также скан паспорта и даже выписку из больницы, подтверждавшую ее беременность.
Мы с ней довольно мило пообщались про Twenty One Pilots, она была в теме. А на мне были розовые очки от предвкушения, что я наконец-то увижу свою любимую группу. На радостях я всему поверила и купила у девушки билет. Перевела ей деньги на карту Сбербанка, а она скинула мне билет на электронную почту.
Через некоторое время я осознала, что билет электронный и она может продать его кому-то еще. Я написала девушке о своих опасениях, но она убедила меня, что все хорошо и никакого обмана нет. Это казалось логичным: если бы она была мошенницей, то вообще не стала бы присылать никаких билетов, просто забрала бы деньги и перестала отвечать. Мне ничего не оставалось, кроме как довериться. Хорошо хоть, что я не предложила ей контакт моей знакомой, которая тоже хотела пойти на этот концерт.
Прошло почти полгода, и я поехала на концерт. Он проходил в «ВТБ Арене». Люди приходили за сутки, чтобы занять место. Был март, я простояла в очереди на танцевальный партер почти пять часов и дико замерзла. Когда мне нужно было пройти через турникет, я приложила свой билет для считывания штрихкода, но он не отсканировался. Меня отвели в кабинет, начали проверять и выяснили, что такого билета нет в базе и это просто очень хорошая подделка. А ведь он действительно выглядел как настоящий.
Естественно, я дико расстроилась, а еще было жаль своего времени. У меня до последнего теплилась надежда, что я все-таки попаду на концерт. Когда я описала девушке ситуацию, она просто отправила меня в черный список, и больше мои сообщения до нее не доходили. Во «Вконтакте» ее страница оказалась удалена.
Я подала заявление в полицию о факте мошенничества. Его приняли и подробно меня обо всем расспросили, но это ничего не дало. Теперь все билеты покупаю только у официальных продавцов.
Сталкивались с мошенниками? Поделитесь своей историей и станьте героем нашего следующего материала
Безопасность. Защитите свои деньги от мошенников и шарлатанов
Источник
Как воруют в ресторане. 100 способов обмануть владельца
- Описание
- Об авторе
- Характеристики
- Отзывы
-
Книга «Как воруют в ресторане. 100 способов обмануть владельца» — это настоящая энциклопедия ресторанного воровства, написанная автором ряда бестселлеров по ресторанному бизнесу Олегом Назаровым. О том, как воруют в ресторане, Назаров знает практически все: об этом ему поведали десятки человек, так или иначе занимавшихся ресторанными хищениями. Книга «Как воруют в ресторане», впрочем, не просто перечисление способов, к которым прибегают недобросовестные официанты, бармены, повара, а увлекательное повествование, которое можно читать как остросюжетный роман.
Книга адресована в первую очередь владельцам бизнеса, которым жизненно необходимо знать о том, как воруют в ресторане. Как отмечает автор книги «Как воруют в ресторане» Назаров, многие рестораторы даже не подозревают, в каких местах принадлежащего им бизнеса существуют дыры, в которые утекают деньги. «Как воруют в ресторане» — это своеобразное оружие самообороны для рестораторов.
Статистика неутешительна: около 35 процентов ресторанов закрываются не по вине владельцев, разработавших неудачную концепцию, и даже не из-за невкусной еды, а по причине хищений. Как воруют в ресторане официанты, бармены, повара, необходимо знать абсолютно всем рестораторам. Работая над книгой «Как воруют в ресторане», Назаров общался с персоналов самых разных ресторанов, и в каждом из них ему рассказывали о поистине впечатляющих «наработках». Книга «Как воруют в ресторане» поделится с вами самыми оригинальными находками в области ресторанного воровства. Материалы, собранные для книги «Как воруют в ресторане», Назаров представил в виде историй, не прибегая к какой-либо классификации – так, по мнению автора, и излагать удобнее, и читать интереснее.
«Я не боюсь, что книга «Как воруют в ресторане» будет прочитана кем-то из персонала. Официанты и повара и так прекрасно знают множество приемов и многое могли бы рассказать сами о том, как воруют в ресторане. Я боюсь, что эту книгу не прочтет тот, для кого она написана, – ресторанные владельцы. Впрочем, пусть потом не говорят, что их не предупреждали…»
Назаров Олег
Ресторанный критик, консультант по продвижению ресторанов
Профессиональный ресторанный критик, шоумен, писатель‑сатирик. Президент Независимой ассоциации ньюсмейкеров России и глава Агентства событийных коммуникаций «Назаров и партнер.ши».
Родился в интеллигентной семье. Окончил с золотой медалью «английскую» школу и с красным дипломом — педагогический институт. Работал журналистом (в «Московском комсомольце»), переводчиком (в Ливии), писателем-сатириком (с Евгением Петросяном), главным продюсером развлекательных программ (на РТР), ресторанным критиком (потакая своим слабостям).
Написал несколько книг – сатирическую («Дюжина воплей в ухо перестройке»), поэтическую («У меня период нереста»), три кулинарных («Занимательная кулинария», «Самые вкусные блюда страны – 1», «Самые вкусные блюда страны –2») и сразу семь умных («Как раскрутить ресторан», «Как раскрутить ресторан-2», «Как загубить ресторан», «Лучшие ресторанные «фишки» мира», «Как воруют в ресторане» и «Продвижение ресторана за три копейки»), а также некогда знаменитую песню «Эх, Владимир Вольфович!».
Организатор около четырехсот громких акций (вручение на пятидесятилетие В.В.Путину копии Шапки Мономаха; открытие галереи шоколадных бюстов российских олигархов; Международный конкурс африканских исполнителей русских блатных песен «Черная Мурка» и др.), многие из которых приносили известность ресторанам, в которых проводились.
Создатель Агентства событийных коммуникаций «Назаров и Партнер.ши»; проводит семинары на необъятных просторах СНГ, преподает в Московском государственном университете управления на факультете менеджмента в ресторанном и клубном бизнесе.
Источник
Как официанты обманывают гостей и руководство
И как этого избежать
Я работаю официантом 12 лет и уверен: во всех кафе и ресторанах воруют.
В 2008 году я впервые устроился на работу в кафе, и уже через неделю бармен рассказал мне про чумару: так официанты называют воровство. Чумарить — значит зарабатывать незаконно. Из-за этого можно потерять место и получить статью за мошенничество.
Но оказалось, работать в коллективе ворующих и не воровать — как не курить, живя с курильщиками. Никто не заставляет участвовать, но и не хвалит за честность. Главное — не возмущаться и никому не угрожать.
За 12 лет я сменил 7 заведений и насмотрелся, как официанты обманывают работодателей и гостей. Расскажу, сколько они зарабатывают легально и сколько воруют. А еще разберу 5 самых популярных видов мошенничества и посоветую, как их избежать.
Как я стал официантом
В 2008 году мне было 19 лет и меня отчислили из университета в Казани. В родной город Альметьевск я не вернулся, а устроился разнорабочим на Казанский пороховой завод.
А потом бывшая одноклассница предложила пойти в кафе официантом. Она работала там несколько лет. Сказала: «Будешь в тепле, захотел — сделал кофе, захотел — чай». Выходных больше, а зарплата выше: на заводе я получал 42 Р в час, а в кафе обещали 50 Р . Еще там была ежемесячная премия 1500 Р и чаевые: 800—900 Р за смену.
Сначала я отказался, потому что втайне презирал официантов: носят тарелки, кланяются, разговаривают неестественно вежливо. Вот на заводе трудишься спокойно и никаких «чего изволите». Но потом на заводе загорелся станок и я понял, что там опасно. И через неделю уже заворачивал приборы в кафе, где работала одноклассница.
После отчисления я еще дважды поступал в университет и с третьего раза все-таки получил диплом эйчара. Но работу официанта не бросил: у меня была хорошая зарплата и дружный коллектив, а профессия эйчара мне все равно никогда не нравилась. Мне 31 год, и я до сих пор официант.
В каких заведениях я работал
За 12 лет я сменил 7 заведений. Первое кафе находилось в центре Казани. Цены там были выше средних, но с такой едой, сервисом и интерьером сейчас бы оно не выжило. Там бывали драки, гости курили траву и, случалось, занимались сексом прямо в чилауте — огороженной зоне. Официанты и бармены безбожно воровали: тогда платили в основном наличными, и обманывать было проще.
Я работал с 11:00 до 6:00 следующего дня — по 19 часов подряд. Приходил за полчаса до смены, чтобы переодеться и подготовить зал, а после задерживался еще на полчаса. То есть по факту смена длилась 20 часов. Потом я шел домой, спал 3 часа и в 10:30 снова был на работе. Трудовой кодекс там не соблюдали, за переработки и ночные смены не доплачивали. Через полгода я оттуда ушел.
Самым интересным и необычным местом работы был ирландский паб. Там всегда играл ирландский фолк-рок , а гости ели за огромными деревянными столами. Можно было напоить администратора и за 500 Р сыграть с ним в шахматы. Никто не знал, что он, вообще-то , КМС по шахматам.
В Казани этот паб был очень популярным, драк там не было, а гости писали благодарности прямо на стенах. Правда, персонал воровал. Я работал в этом пабе до 2011 года.
Еще мне запомнился ресторан, который открыли итальянцы. Я пошел туда работать, чтобы попробовать их кухню. Сначала они готовили сами и цены были комфортные. Потом обучили местных поваров и еда стала хуже, а цены — выше. Зато воровство там было не в ходу: гостей было мало, а честные администраторы легко контролировали официантов.
Сейчас я работаю в ресторане, где дружный коллектив, удобный график и хорошая зарплата.
Сколько официанты зарабатывают легально
Легальный доход официанта — это зарплата плюс чаевые от гостей. Зарплата зависит от почасовой ставки, процентов от продаж и премий.
Почасовая ставка. В Казани официанты зарабатывают 40—150 Р в час. Стандартная смена — 12 часов, но где-то бывает и 8—9 . График работы обычно два через два, по нему в месяц выходит 15—16 смен .
Ставка 40 Р в час — это очень мало. За 12-часовую смену официант зарабатывает 480 Р , а за месяц — 7200—7680 Р . Нормальная ставка — от 100 Р в час, тогда доход за месяц — от 18 000 Р . Если есть еще процент от продаж, жить можно. Моя ставка сейчас — 120 Р в час.
Проценты от продаж. Обычно работодатели платят сотрудникам 2—3% от продаж. В ресторане, где я работаю, каждый официант продает в среднем на 500 000 Р в месяц. Получает бонус 2% — это 10 000 Р .
Иногда процент привязан к бару или кухне. Процент с бара капает только от продажи напитков, а блюда не считаются. А процент с кухни, наоборот, идет только от блюд. Объем таких продаж меньше, но и бонус выше: до 8%. Хотя в итоге выходит примерно столько же, сколько и при общих процентах, не привязанных к кухне или бару, — 10 000 Р в месяц.
Премии дают каждый месяц за перевыполнение плана или отсутствие опозданий: в среднем 2000—3000 Р . В одном кафе платили 500 Р за идею, как улучшить его работу. Если она приносила результат, официант получал премию. А самая странная надбавка, которую я встречал, — это 500 Р всем некурящим.
Чаевые бывают общие и личные. Персонал сам решает, какие будут в заведении. Общие — это когда каждый сотрудник кладет свои чаевые в общую папку. Бывает, что один официант работает хорошо и клиенты оставляют ему по 500—700 Р , а другой плохо выполняет свои обязанности и не получает чаевых. А вечером все делят деньги поровну.
Личные чаевые официант сразу забирает себе. Это приятнее и надежнее: можно не бояться, что кто-то запустит руку в общий котел и достанет деньги, пока никто не видит.
В ресторане, где я работаю, личные чаевые. Летом в Казани много туристов и я получаю до 2000 Р чаевых за смену. В несезон выходит до 1000 Р .
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему официанты обманывают
Допустим, официант получает 40 Р в час, или 7200 Р в месяц. Минус штрафы, опоздания, бой посуды, вычет за питание — и остаются копейки. Неудивительно, что официанты воруют.
Чаевые, процент от продаж и премии могут быть больше или меньше. Чумара дает стабильность: доход зависит не от гостей, времени года или дня недели, а только от изворотливости официанта.
К воровству подталкивают и общие чаевые. Хорошие официанты, которым оставляют много, должны делиться с плохими. Это несправедливо — вот они и компенсируют себе убытки.
А некоторым просто нравится рисковать и изобретать новые схемы обмана. Дальше я расскажу о самых популярных из них.
Как наказывают официантов-мошенников
Все, что описано в статье, официанты называют воровством. Но УК РФ трактует большинство таких схем как мошенничество. То есть гостей и руководство официанты не обкрадывают, а обманывают.
Наказание зависит от размера ущерба. Если официант присвоит деньги или продукты на сумму до 2500 Р — это мелкое хищение. И ответственность будет не уголовная, а административная. Например, штраф до пятикратной стоимости похищенного, арест на 10—15 суток или до 120 часов обязательных работ.
Если официант мошенничает регулярно, а суммы хищений от 2500 Р — это уголовная ответственность. За это грозит штраф до 120 000 Р или лишение свободы на срок до 2 лет. А если официанты в сговоре с администратором и действуют в группе, штраф будет до 300 000 Р , а срок — до 5 лет.
Но доказать сговор и мошенничество в крупных размерах почти невозможно, а владельцы не хотят портить статус ресторанов. Поэтому они не предают случившееся огласке, а просто увольняют мошенников.
Суть развода. Официанты наливают меньше напитка или кладут в кофе меньше зерен, чем нужно.
Например, гость заказывает шот текилы, коньяка или водки — это 50 мл. Бармен наливает 45 мл — разница на глаз не видна. После 10 недоливов образуются лишние 50 мл — целый шот. Бармен продает его без чека за наличные, а деньги забирает себе.
Там, где я работаю, шот текилы стоит от 300 Р , а коньяка — от 500 Р . За вечер в будни бармен продает до 3 таких шотов, а в выходные может продать сколько угодно. Но обычно у барменов есть план на смену: заработать 1000 Р , 2000 Р или 5000 Р — и хватит.
Такой же развод есть и с вином: вместо положенных 150 мл официанты наливают 140 мл. Бокал стоит в среднем 250 Р , продал два таких — вот и 500 Р нелегальной прибыли. А за 15 смен в месяце выходит 7500 Р .
Официанты обманывают и с кофе. На чашку положено 10 г кофейных зерен, а мошенники варят из 8 г. Гости не чувствуют разницы, особенно в капучино, латте, мокко или моккачино: в них слишком много молока. Так с каждого заказа копятся 2 г зерен. За смену кофе заказывают в среднем 50 раз — мошенники воруют 100 г за смену, или 3 кг в месяц. Часть продают, остальное забирают домой.
Еще я работал в кафе, где нужно было готовить мокко на двойном эспрессо, то есть использовать для чашки 20 г зерен вместо 10 г. Один официант клал 8 г, а 12 г забирал себе.
Потери для гостя. Гость платит за полноценную порцию, а получает на 5—10% меньше . А в случае с кофе — недостаточно крепкий напиток.
Потери для работодателя. Нет. Даже при инвентаризации недостачи не будет.
Суть развода. Бармены и официанты продают мимо кассы напитки со склада: алкоголь, чай, кофе, молоко, сливки, соки. Этот способ похож на первый, только там недоливают, а здесь продают полные порции, но из ворованных продуктов.
В одной кофейне официант не оформлял заказы на кофе, а передавал бармену устно. Гость платил, а бармен и официант делили деньги поровну и оставляли себе.
Чашка кофе стоила 150 Р . В день официант и бармен продавали мимо кассы 7 чашек из 50 заказанных. Зарабатывали в среднем 1050 Р — по 525 Р на брата. В месяце у каждого 15 смен, то есть прибыль за кофе — 7875 Р на одного. Это по размеру как бонус от продаж, только официант и бармен платили его сами себе.
В конце месяца недостача всплывала на инвентаризации. Часть зерен бармен и официант списывали на естественные потери, когда перемолотое зерно распыляется, излишки оседают на поверхности кофейной «таблетки», «ушках» рожка и их приходится сметать. Таким образом можно списать до 5%.
За смену в кафе уходил 1 кг зерен — они списывали 50 г, хотя тратили больше. Поэтому совмещали эту схему с первой: недокладывали зерно и готовили кофе для нелегальной продажи из «запасов».
Они не воровали только молоко: его покупали в магазине. Из литра молока за 76 Р варили в день 7 чашек кофе и зарабатывали 1050 Р . Получали прибыль 974 Р с каждого литра.
Потери для гостя. Нет, если в чашке или бокале нужное количество напитка. А куда идут деньги, гостю уже неважно, он так и так бы заплатил.
Потери для работодателя. Образуется недостача: заведение закупило товары, а в итоге ни продуктов, ни прибыли.
Даже если мимо кассы бармен продает то, что приобрел в магазине, продукты из кафе пылятся на складе и не приносят прибыли.
Суть развода. Обычно у администратора есть скидочная карта. По ней можно сделать скидку 10—20% на любой чек. Например, в качестве извинения за долгое ожидание или если у гостя день рождения. Если администратор хранит карту на кассе, ею пользуются нечестные сотрудники.
Я работал в ресторане, где официант рассчитывал клиентов по полной стоимости, потом проводил скидку 10% и не говорил о ней гостям. А разницу присваивал себе. Это было возможно, если гость не забирал чек. Например, счет на 3000 Р давал официанту нелегальную выручку в 300 Р . А за смену он зарабатывал 1500—2000 Р .
Чтобы не попасться администратору, официант всегда имел наготове легенду, за что провел скидку. Например, потому что клиент не сразу сказал, что у него день рождения, или что скидка была его маме.
В другом кафе в схеме участвовала вся смена вместе с администратором. Пользовались скидочной картой на банкетах: там самая большая выручка и редко просят чек. Мошенники принимали оплату по полной стоимости и ждали, когда гости уедут. Потом отменяли чек, проводили скидку 20%, а разницу делили на 6 человек. С банкета на 30 000 Р получали нелегальную прибыль 6000 Р : по 1000 Р на каждого.
Но все отмены и скидки фиксировала система: в том кафе была R-keeper или IIKO. И владелец мог в любой момент спросить про ту или иную операцию. Так что этой схемой обманщики пользовались пару раз в месяц.
Потери гостя. Часто в заведениях бывают скидки в честь дня рождения и других праздников. Гостю об этом не говорят, и он теряет выгоду.
Потери работодателя. В кассу идет меньше денег, чем должно.
Суть развода. Гостям часто выдают бонусные карты. С каждого оплаченного счета на карту возвращается 10—15% в виде бонусов. Например, с 1000 Р это 100—150 бонусов по 1 Р . Ими можно оплатить до 100% следующего заказа.
Гость дает официанту карту, чтобы тот начислил бонусы. А он вместо этого списывает накопления и не говорит владельцу. Гость не знает, что часть заказа оплачена бонусами, и рассчитывается по полному счету. Разницу официант кладет в карман.
Постоянные гости часто оставляют карту в кафе. Официанты их помнят и начисляют бонусы без напоминаний. Но это дает почву для афер. По карте мошенники проводят не только заказы гостя, но и другие. Например, со столов с большими чеками, где ели люди без бонусных карт. Тогда бонусы растут без ведома владельца, а потом официанты их списывают.
Я работал в ресторане, где официантка и администратор сговорились и обналичивали бонусы постоянных гостей. В месяц выводили в среднем по 30 000 Р . Как-то клиент решил оплатить бонусами счет на 3000—4000 Р . Бонусов на карте не оказалось, хотя он ни разу их не тратил, а обедал у нас каждый день. Гость устроил скандал. Бухгалтерия проверила отчеты и выписку по бонусной карте и вычислила мошенниц. Обеих уволили.
Официанты оформляют по несколько карт и самим себе. Заполняют разными почерками анкеты, получают карты на вымышленные имена и проводят ими все большие столы.
Все эти операции тоже отражаются в отчетах. Но официанты говорят, что гость просил провести по его карте счета жены, друзей, братьев, любовницы и родителей. Доказать вранье почти невозможно.
Потери гостя. У гостя воруют бонусы, которые он мог бы потратить на оплату счета.
Потери работодателя. Гость ест бесплатно, а деньги уходят официанту. Заведение теряет и прибыль, и продукты.
Суть развода. Часы, которые отработал сотрудник, считает программа. Я знаю две: R-keeper и IIKO. Официант приходит на работу, открывает смену в системе и закрывает ее, когда уходит. Программа с точностью до минуты показывает, сколько он отработал.
Но некоторые официанты не закрывают смену. Программа продолжает считать часы, и их получается больше. Так делают не каждый день, иначе цифры будут неадекватно огромными. Но даже после 5—6 раз в месяц выходит 3000—5000 Р поверх зарплаты.
В одном кафе официанты никогда не закрывали личные смены. Если бы заведение было круглосуточным, получалось бы, что они якобы там живут. Но кафе закрывалось на ночь, администратор отключал программу, и смены завершались. Часов все равно выходило больше, но их никто не пересчитывал. Бухгалтер просто выдавала деньги. Думаю, это заведение уже разорилось.
Потери для гостя. Нет.
Потери для работодателя. Он платит за часы, которые никто не отработал.
Что делать, если вы гость
Следите, сколько вам наливают. За 12 лет никто не просил меня наливать при нем шоты или бокалы вина. А зря: если потребуете налить при вас по мернику, или джиггеру, вас точно не обманут.
Как проверить кофе на меньшей закладке, я не знаю. Можно просить готовить при вас на весах, но такого при мне тоже никто не делал.
Следите за своими бонусами. Не оставляйте свою карту в заведении и всегда спрашивайте и записывайте, сколько на ней бонусов. Или просите распечатать баланс карты — это можно сделать за минуту. В распечатке будут ваши фамилия, имя и отчество, количество бонусов, дата и время списаний и пополнений. Если официант скажет, что выписку дать невозможно, зовите администратора, управляющего или директора.
Просите и проверяйте чеки. По моему опыту, чек просит один гость из ста. Недавно я провел эксперимент: спрашивал у всех гостей, нужен ли чек. Почти никому он не понадобился. Это дает много возможностей для афер.
Если вы попросите и заберете чек, никто не спишет ваши бонусы и не проведет тайную скидку. Нельзя отменить чек, который вы забрали.
Мониторьте скидки. Обычно о них пишут на табличках у кассы, на сайте заведения и в соцсетях. Сайт и соцсети ведут люди, не заинтересованные в воровстве. Поэтому там информацию о скидках не скрывают.
Что делать, если вы владелец кафе
Поощряйте гостей брать чеки. Большинство воровских схем работают без чеков. Расставьте на столах объявления о том, что если гостю не дали чек, то заказ будет за счет заведения. Так же, как и напиток, который официант вписал в чек вручную. А стоимость взыскивайте с официантов и администраторов.
Увеличивайте штрафы. Недостачу обычно взыскивают с персонала, но не по отпускным ценам, а по закупочным. Так аферисты все равно остаются в плюсе и продолжают воровать. Делайте штрафы за недостачу хотя бы в 1,5 раза больше отпускных цен.
Например, бар закупает коньяк по 2000 Р за бутылку — это закупочная цена. А продает по 7000 Р — это отпускная цена. Бармен продает этот коньяк мимо кассы тоже за 7000 Р , и штраф 2000 Р для него — ерунда. А штраф в 1,5 раза больше отпускной цены, то есть 10 500 Р , был бы ощутимым.
С кофе еще хуже: 1 кг зерна стоит 1000 Р . Из него можно приготовить 100 чашек кофе по 150 Р , то есть заработать мимо кассы 15 000 Р . Если персонал поймают на воровстве и оштрафуют на 1000 Р , никто не расстроится. А штрафа в 22 500 Р мошенники побоятся.
Платите больше. Меньше всего воруют там, где очень хорошо платят. В одном заведении официанты зарабатывают по 70 000—80 000 Р в месяц при стандартном графике. Там не воруют: боятся потерять такую работу.
Нанимайте администраторов по рекомендации. Администратор следит, как оформляют и отдают заказы. Если он в доле с официантами, связку не раскрыть, пока кто-то не проболтается. Я знал администратора, который ввел в ресторане «налог» за свое молчание: 15% с левой прибыли.
Я не знаю, как на собеседовании отличить честного сотрудника от мошенника. Но, думаю, можно просить рекомендацию с предыдущего места работы.
Если администратор не будет в доле, это усложнит ворам жизнь. Конечно, ему надо пить, есть, ходить в туалет, курить, принимать товар, работать с накладными. В это время аферисты успеют провернуть свои дела. Но это лучше, чем нанять мошенника или вообще не иметь администратора. Я знаю заведение, где в смене только 2 официанта и бармен. Три человека без надзора выносят из бара все что можно.
Поощряйте честных администраторов и увольняйте мошенников. В одном ресторане администраторам платят премии, если нет недостачи. Например, 20% от оклада. И они внимательно следят за официантами.
Если есть недостача, почему-то всегда летят головы официантов. Администратора лишают премии, грозят уволить, но в итоге оставляют на работе: думают, что нового найти сложнее, чем официантов. Мне кажется, если бы администраторов выгоняли после 1—2 предупреждений , воровства было бы меньше.
Установите видеонаблюдение. Оно сдерживает мошенников. Главное, не оставляйте слепые зоны: официанты их быстро вычисляют и сажают гостей туда.
Коллега мне рассказывал, как однажды усадил большую компанию в слепой зоне. За 40 минут они с барменом нелегально заработали 2500 Р : провели скидку и не дали чек. Для сравнения: чаевые за предшествующие 15,5 часов работы были 1000 Р .
Еще я работал в заведении, где камеры были повсюду, даже в гардеробе, но на кассе не было ни одной. Официанты проводили скидки, продавали напитки из-под полы и обналичивали бонусы. А когда это вскрылось, виновников даже не нашли.
Контролируйте списание бонусов. Можно вообще не вводить бонусную систему, но она привлекает клиентов. Поэтому почаще проверяйте, сколько бонусов и с каких карт было списано. Например, контроль раз в 2 недели займет мало времени. Если на одну и ту же карту бонусы начисляют и списывают несколько раз в день — в кафе работает аферист.
Проверку должен проводить человек, не заинтересованный в воровстве. Обычно это управляющий или директор.
Хорошо работают смс-оповещения : гость получает смс, когда с его карты списали бонусы. А в некоторых московских кафе списанные и начисленные бонусы печатают в чеке. Но я не знаю, насколько дорого это реализовать.
Считайте часы вручную. Есть заведения, где постоянно проверяют данные по сменам. Делают распечатку из программы и смотрят по камерам, кто и когда на самом деле работал.
Но я знаю способ лучше. В одном заведении менеджер вручную записывал в тетрадь, кто и когда приходит. Пользовался только одной ручкой и всегда носил ее с собой, как и тетрадь. Лишних часов не было ни у кого.
Относитесь к персоналу по-человечески . По моему опыту, меньше воруют там, где руководство внимательно относится к персоналу. Помогайте сотрудникам выходить из трудных ситуаций, интересуйтесь личными проблемами, платите хорошие премии, когда нет недостач. Не каждый обманет начальника, который относится к нему по-отечески.
«Лёд и пена — лучшие друзья бармена»
Глеб, дааа, про это автор забыл написать
Мне статья понравилась, только не понятно все равно как следить чтобы тебя не обманули, все время быть начеку? «Налейте мне в мирный стаканчик, а куда вы понесли мою карту бонусную, а сколько грамм положили в кофе? » Проще уж расслабиться и полагаться на добросовестность официантов и администраторов. А ещё мне всегда вот это было не понятно — если не принесли чек, то за счет заведения! Как оно реализуется? Ты не говоришь нет чека, а тебе говорят — вот он.
Anna, вот правда, я не так часто бываю в кафе, чтоб еще за ними там следить. Хочется расслабиться и получать удовольствие, а не вот это все.
Jhorik, это не премия. Это статья УК.
Всегда требую чек и проверяю его. Это отсекает 99,9% обмана.
Прочитал и в шоке.
Неужели эти копейки, заработанные на воровстве , стоят места работы?! Даже в Москве через несколько лет такой карьеры все про человека станет ясно и понятно.
И главное, зачем воровать?!
Но это , видимо, менталитет, ибо даже в Москве ресторанов, существующих много лет с одной и той же командой практически нет. Знаю сербский, куда и хожу годы.
Важно работать качественно, тогда и чаевыми отобьете все, что хотите наворовать.
В Мочкве был пивняк, где я был частым гостем с друзьями. Очень часто мы садились в зону обслуживания одной и той же официантки. Человек — профессионал. Она никогда не заискивала, не пеняла голос при общении, но свою работу делала отменно. Ее никогда не надо было звать, она вцепляла мои или глаза друзей и тут ж подходила.
Разбиралась в пиве, блюдах. Чаевые всегда оставляли более чем.
Три года работал в центре и покупал кофе на вынос в одной кафешке небольшой. Кофе у трех работающих там девушек получался разный. Я его в итоге покупал только у одной. Периодически у других тоже, но чувствовал разницу очень сильно.
Сколько это кафе только от меня недополучило за три года.
И очень странное мнение автора о премии некурящим.
Подозреваю, что автор курит и не понимает, что от покурившего человека изо рта и от рук вонь для некурящго просто жуткая.
Я несколько раз хотел позвать администратора, чтобы он поменял нам официанта, но не делал этого в силу воспитания — не хотелось обидеть женщин, которые работали с нами.
Но на странице заведения обратил внимание руководства.Ребята, не воруйте, работайте лучше и ваше заведение будет процветать и полная рассадка всегда будет, а чаевые щедрыми.
Павел, шикарный ответ, спасибо! С языка снято.
Организатор, Не знаю ,чего минусят, про чаевые согласна.
Почему покупатель УСЛОВНО за 2 листа салата и огуречик платит условные 500 рублей и еще что-то оставить должен человеку за то, что он ДЕЛАЕТ СВОЮ РАБОТУ и донес купленное мной блюдо от кухни до стола.офигенная логика при трудоустройстве:
Так, тут платят 40 руб в час, маловато. а пох, все равно пойду работать, до нормального дохода добью воровством.What, возможно другой работы не было, а кушать хотелось
What, хоть и офигенная, зато рабочая
Антон, то есть воровать — это нормально?
У меня у знакомого француза (владельца) официанты с хорошими зп доставали со склада вино и пили прям на смене. Дорогое вино из Франции, прям из горла, а он человек мягкий и всё, что он мог — сказать им на ломаном языке «не пей мое вино, ведь я за него плачу»
Степан, я бы почитал его историю в Т-Ж!
Dmitry, Вы очень категоричны. В первую очередь владелец должен думать о комфорте гостей, а не перекидывать возню. Мне не жалко докинут 10%, но в условиях повсеместного безнала это неудобно. Неудобно переводить онлайн или искать нал по кармана. Неудобно перед официантом, если не нашел.Неудобно платить компанией, т.к. у всех свои убеждения. Согласитесь, не круто докидывать с барского плеча за товарища не желающего оставлять чаевые. Кроме того, Вы фактически стимулирует рынок зарплат в конверте.Что в этом хорошего?А когда работник пойдет на больничный? Чаевые ФСС или ПФР будут платить?
Допустим, крепкий алкоголь можно проверить по мернику.
Но я прочитал и подумал — а кто мешает так же не докладывать суп, салат, да почти любые блюда? И что же, просить весы на каждый столик?
Даниил, тут уже замешаны повара и придётся с ними делится. Не все повара на это пойдут, потому что условия у них лучше, чем у официантов. Плюс во многих заведениях на кухне камеры и даже мобильным телефоном пользоваться нельзя, отслеживают и штрафуют.
крутая история, читалось как захватывающий рассказ
На некотором этапе карьеры ловили не официантов, а магазинных продавцов на обмане. Чаще всего был банальный подлог (когда товары с алиэкспресса продавались под видом брендовых при помощи черной кассы). Некоторые особо ушлые по году не попадались
А говорят рыба гниет с головы, мол гос-во такое плохое.
а тут вон оно как выходит, рыба сгнила давно с самих кишок, пока голова бьется в агонииDmitry, докиньте пожалуйста чаевых кассиру в Пятерочке в следующий раз, редакторам ТЖ за интересную статью, которая дала вам повод для дискуссии можете перевести уже сейчас.
«Допустим, официант получает 40 Р в час, или 7200 Р в месяц. Минус штрафы, опоздания, бой посуды, вычет за питание — и остаются копейки. Неудивительно, что официанты воруют.»
А чего сразу не идут по подъездам пенсионеров разводить на деньги? Или у первоклассников телефоны отбирать? Тоже неудивительно было бы.
Зачем оправдывать правонарушения неспособностью человека получить образование/профессию и/или найти работу с хорошим заработком?
Сомневаюсь, что когда у автора статьи вынесут квартиру, она скажет: «наверное у них зп маленькая, неудивительно что домушники пошли на квартирную кражу🤷♂️»Данил, подозреваю, что это натура такая. У меня есть знакомый. 2 высших образования , степень МВА. На всех работах, где работал, первым делом искал, где можно заработать левак. Еще хватало ума это всем знакомым рассказывать. Не знаю, удавалось ли таким способом зарабатывать, но никто из знакомых ему не помогал искать работу.
С таким обманом можно столкнуться в любой сфере услуг. Друг одно время работал провизором в аптеке. Его коллеги, которые работали ночные смены, практиковали такой вид обмана: у каждого была бонусная карта, при оформлении мелких покупок (до 5-10 тысяч) на карту записывали бонусы. Если чек был выше, то бонусы списывались, разницу забирали себе в карман. Учитывая, что ночью администратора нет, а покупатели почти никогда чек не забирали, то в месяц выходила неплохая прибавка к окладу.
Андрей, только не выпьешь и не съешь))
Местами противно было читать, особенно про прямое оправдание воровства низкой часовой ставкой.
Про незакрытые смены не понятно, как такое возможно при имеющемся у руководства графике? Неужели никто не заметит смены в 12 часов при 8 часовом графике?Несколько раз я замечал, что мне подсовывали предварительный чек, а не кассовый. В таких случаях я ничего не предъявлял официанту. Это его и работодателя дело. Но бывало что в кассовом или предварительном чеке оказывались позиции, которые мы не заказывали. Такое случалось и во время посиделок с друзьями в баре и на турбазе с семьёй. Вот от этого прямо воротит. Я почему-то не верю, что это ошибка, и впечатление от хороших посиделок полностью омрачается тем, что тебя все это время обманывали. По мне так, если бы официанты направляли все свои силы на улучшение качества обслуживания, а не на воровство, то и таких схем бы не было.
Dmitry, я вам уже задал этот вопрос, но повторюсь: если у владельцев есть возможность легко и непринужденно поднять цены на 10% без падения спроса, то почему бы не сделать это прямо сейчас, без привязки к чаевым?
Отвечая на ваш вопрос: если чаевые уйдут, то зарплаты у официантов вырастут, а владельцы просто научатся работать с меньшей маржой, вот и всё. Будет больше мотивации делать свою работу хорошо. А пока 95% московских заведений пишут на двери «заказы на вынос», не подозревая о существовании в русском языке наречий, таких безответственных, ленивых и неграмотных владельцев совершенно не жаль.Организатор, эти расходы в любом случае предложат на вас, а вы обычный жлоб.
Dmitry, как можно переложить расходы, сумму которых ты не знаешь? Владелец кафе (работодатель) не знает, сколько чаевых дадут каждому из официантов, может только примерно предполагать. Не знаю, почему у нас система чаевых существует до сих пор в таком ущербном виде? Неужели работодателям норм, когда не можешь толком обозначить работнику, сколько он получит чаевых? Официантов в этом плане мне тоже тяжело понять: как можно соглашаться на работу, не зная точного итогового заработка (оклад знаешь, а сумму чаевых нет)? И клиентам тоже надо думать: а сколько же чаевых оставить? а 50 руб хватит? или лучше 100? или может всю накопившуюся мелочь оставить? а не буду ли я выглядеть жлобом? а что если у этого официанта и так высокая ЗП? а что если наоборот — очень низкая? ААААА. Все оценивают по-разному и в итоге разброс очень большой получается. Такая система порочна и претензии к ней вполне обоснованы. Более-менее я могу понять систему чаевых, принятую в некоторых западных странах: чаевые по умолчанию включаются в счёт (в процентах от суммы заказа). По сути, оклад+сделка получается, самая справедливая система оплаты труда. В таком случае и работодатель может более точно прикинуть (хоть и не совсем точно опять же, но процент от продаж — более прогнозируемая величина, чем произвольные суммы по усмотрению клиентов), и официанту проще в плане понимания итогового заработка, и клиенту не надо голову ломать, сколько оставить.
Никогда не понимал смысла чаевых (хоть и оставлял «как все»). Чем официант лучше сантехника или любого другого рабочего. Работа и есть работа.
Тут нет и 10% всех схем и написанны самые примитивные. Статья пустая.
Серега, поделитесь, плиз, остальными 90% схем.
Автор не с той стороны зашел. В 2020 за такие копейки рискуют только идиоты. «Нормальные» официанты уже давно фоткают карты клиентов с двух сторон или снимают дампы с терминалов в конце смены. По 5 капель в рюмку не доливать что за детский сад
Oleg, это уже кража личных данных. Уголовкой попахивает. Так и таких «умных» легко вычислить.
Oleg, именно во избежание таких ситуаций я никогда никому не передаю свою карту. Официантов прошу принести терминал и рассчитать на месте, хотя в ряде заведений бывает посягают на то, чтобы унести её с собой.
К сожалению в РФ невозможно через звонок в банк и без блокировки карты отменить транзакцию, так что надо быть осторожным. Однако не все это осознают.Oleg, вот у меня, полагаю, как-то так ушли данные карты, которую я использовала только для оффлайн-платежей. Потом кто-то по ней в Туапсе на такси покатался) Благо, тиньков мне деньги вернул за эту транзакцию
Jhorik, вы как то с юмором это написали, мне бы стыдно было. Думаю, что уж на танкере зп хорошие
В студенческие годы тоже работал официантом, продавали пиво с барменом мимо кассы, кружка пива стоила 200 рублей, клиенты как правило по мимо пива ещё что-нибудь заказывали, всё кроме пива забивал в кипер, клиенту писал от руки чек мол терминал сломался, за еду в кассу платил, а за пиво делили с барменом поровну, бывало так что если клиент заказал бутылку водки коньяка и т.д. то тоже не забивали в кипер, пробивали по цене ресторана, а бармен покупал в магазине потом и ложил на место, разницу забирали себе. Бесило что когда выдавали зп списывали за разбитую посуду, хоть ты её и не бил, был случай у клиентки ребёнок уронил бокал, я позвал алминистратора мол с нас вычитаете потом, она ты чего это клиент потом не придут сюда больше если мы с них за разбитую посуду будем брать. Бывало так что клиенты убегали не заплатив, и все чаевые что ты заработал за день могли уйти на оплату этого счёта. Иностранцы часто посещали заведение и не оставляли чаевые, как потом коллега сказал, что в Европе в стоимость чека входит чаевые поэтому они платили и не парились, в итоге я спросил у него как будет по английски чаевые (типс) и сам выпрашивал себе чаевые когда они они оплачивали счет хаха ну что поделать нужны были деньги хотелось кушать. Однажды в контакте на меня человек вышел от куда-то он знал, что работаю официантом предложил доп доход, смысл в том, что я фоткаю терминал наш отправлю им они делают точно такой же отправляют мне, если клиент оплачивает с карты, я даю ему этот терминал он вводит код, но оплата якобы не проходит, я под предлогом того что он наверное не исправен иду за другим (рабочим), а все данные номер карты и код передаются через интернет этому товарищу он изготавливает дубликат карты, снимает деньги и половину суммы отправляет тебе, товарищ уверял что у них сеть и работают они очень давно, разумеется я на такое не пошёл. Поэтому будьте внимательны когда оплачиваете с карты, в заведении.
Источник