- 100 способов как прожить минуту
- География участников
- О проекте
- Пушкинский музей запускает проект «100 способов прожить минуту», где художники и искусствоведы расскажут о своем опыте осмысленного проживания времени
- «100 способов прожить минуту»: новый проект Пушкинского музея, который поможет лучше перенести самоизоляцию
- ЖизньВ закладки: Проект Пушкинского музея «Сто способов прожить минуту»
- 100 способов прожить минуту
- В поисках обретенного времени
- Анна Толстова о том, что изоляция может научить нас смотреть видеоарт
100 способов как прожить минуту
Пушкинский музей представляет проект, в котором люди, связанные с искусством, делятся своим опытом осмысленного проживания времени.
Раздел А «Медиакарантин». Художники и кураторы делятся собственным методам «приручения» времени.
Раздел В «Время: категория созерцания». Художники, кураторы, искусствоведы рассказывают о произведениях искусства, главная тема которых – замедление времени или уединение.
Раздел С «Цифровой обмен». Эксклюзивные показы произведений медиаискусства крупнейших мировых художников.
География участников
О проекте
Для человека интеллектуального труда добровольная самоизоляция – это привычная практика. Художники, писатели и философы находят способы «приручать» время, всматриваются в саму ткань ежедневной жизни. На протяжении столетий они фиксировали приемы, которые помогают преодолевать страх «пустого листа», бороться с демонами сомнения, создавать универсальные художественные высказывания, оставаясь наедине с собой.
В проекте по-новому, в игровой форме, использована тональность гидов по эффективному управлению временем и борьбе с прокрастинацией. Мы заявляем свой показатель успешности – осмысленное проживание своего времени, раскрытие «магических» свойств повседневной рутины и уединения. Вместе с Пушкинским музеем онлайн аудитория будет учиться «творческой медитации», мысленно путешествуя по эпохам истории искусства.
Это открытое исследование, которое вместе с художниками, искусствоведами, писателями, коллекционерами может провести любой из вас. Тематически проект делится на три раздела, в каждом дается особенный набор способов прожить секунду, минуту или месяц.
Если у вас есть пожелания или идеи для команды проекта, отправляйте их по адресу: 100waystoliveaminute@pushkinmuseum.art
Международный партнёр по продвижению проекта
FG COMUNICAZIONE Press Office and Communication – Venice
Источник
Пушкинский музей запускает проект «100 способов прожить минуту», где художники и искусствоведы расскажут о своем опыте осмысленного проживания времени
ГМИИ имени Пушкина создал новый проект «100 способов прожить минуту», в рамках которого связанные с искусством люди поделятся своим опытом осмысленного проживания времени.
На специальном сайте проекта есть три тематических раздела.
Первый — «Время: категория созерцания», где искусствоведы размышляют о главных произведениях в своей жизни. Так, куратор Музея истории искусств (Вена) Джаспер Шарп рассказывает о произведении Феликса-Гонсалеса Торреса и непрерывности движения стрелок часов. А художник и куратор Дмитрий Булатов размышляет о «глубоких медиа» (deep media), японском саде и изменчивости земных элементов.
Второй раздел — «Медиакарантин», в котором художники делятся своими инструментами для медитативного погружения: например, Ян Фабр вспоминает свои ночные дневники, а Ирина Нахова пишет картины под онлайн-трансляции Метрополитен-опера.
Третий раздел — «Цифровой обмен» — позволит увидеть онлайн произведения важных мировых медиахудожников: Гари Хилла, Лорана Грассо, Клемана Кожитора, Таус Махачевой, группы «Провмыза», Юлиана Розефельдта и других. Первая работа — одноканальная видеоинсталляция «Черное солнце» (2014) Лорана Грассо — появится уже в эту субботу 11 апреля. Все работы в этом разделе будут доступны в течение суток.
Источник
«100 способов прожить минуту»: новый проект Пушкинского музея, который поможет лучше перенести самоизоляцию
Пушкинский музей представил проект, в котором собран опыт художников и искусствоведов в области жизни в самоизоляции.
Далеко не все оказались готовы к тому, чтобы жить только в пределах своей квартиры, а многие еще и признаются в неумении быть самодостаточными и качественно проводить время наедине с собой. Именно поэтому Пушкинский музей решил собрать опыт людей искусства и интеллектуального труда, которые привыкли к работе и жизни в уединении, и объединить в одном проекте «100 способов прожить минуту» инструкции по практикам медитативного погружения от художников, размышления кураторов и искусствоведов, произведения медиа-арта, замедляющие время, которые можно увидеть прямо из дома.
На сайте проекта представлены три раздела, в каждом — материалы, предлагающие разные подходы к проживанию минуты: «А. Время: категория созерцания» — художники, кураторы, искусствоведы рассказывают о произведениях искусства, главная тема которых — замедление времени или уединение. А также о работах из коллекции Пушкинского или любого другого музея, встреча с которыми спровоцировала долгие сосредоточенные размышления или перенесла их в другие эпохи; «B. Медиакарантин» — сюда вошли инструкции по погружению в медитативное состояние от современных художников и кураторов в виде видео, фото, подкастов, визуальных схем и т.д.; «C. Цифровой обмен» — здесь собраны эксклюзивные показы произведений медиаискусства крупнейших мировых художников, которые работают с темами восприятия времени, а также выступления исследователей и кураторов главных мировых архивов и музеев, которые показывают свои любимые работы и рассказывают об опыте их восприятия.
Источник
ЖизньВ закладки: Проект Пушкинского музея «Сто способов прожить минуту»
Художники и кураторы учат методам «приручения» времени
В РУБРИКЕ «В ЗАКЛАДКИ» рассказываем о сайтах и онлайн-сервисах — как полезных, так и совершенно бесполезных, но весёлых и удивительных, — которые, собственно, стоит занести в избранное или добавить в RSS-ленту.
100 способов прожить минуту
Во время пандемии культурные институции со всего мира бурно осваивали онлайн-пространство — «карантинные» диджитал-проекты останутся с нами и после того, как всё это закончится. ГМИИ им. Пушкина не остался в стороне от общего тренда и запустил проект «Сто способов прожить минуту» — для него художники, кураторы, писатели и коллекционеры поделились «способами прожить секунду, минуту или месяц». «В проекте по-новому, в игровой форме, использована тональность гидов по эффективному управлению временем и борьбе с прокрастинацией, — рассказывают создатели «Ста способов». — Мы заявляем свой показатель успешности — осмысленное проживание своего времени, раскрытие „магических“ свойств повседневной рутины и уединения. Вместе с Пушкинским музеем онлайн аудитория будет учиться „творческой медитации“, мысленно путешествуя по эпохам истории искусства».
Кроме видео и текстов, которые можно почитать на сайте проекта в любой момент, «Сто способов прожить минуту» два раза в неделю проводят эксклюзивные показы произведений медиаискусства крупнейших мировых художников, которые работают с темами восприятия времени. Ближайший показ — 27 июня: в 19:00 на сайте представят онлайн-премьеру аудиоинсталляции из работы «Шаривари» художницы Таус Махачевой . Это часть проекта, посвящённого цирковым традициям: «на невидимой арене вас ждут дрессированные бакинские помидоры, овца внутри гимнастки внутри льва, синтетические медведи и другие артисты». Зарегистрироваться, чтобы поучаствовать и получить работу себе в коллекцию, можно тут .
Источник
В поисках обретенного времени
Анна Толстова о том, что изоляция может научить нас смотреть видеоарт
В разгар пандемии ГМИИ имени Пушкина запустил онлайн-проект «100 способов прожить минуту», и в отечественной музейной сфере это пока редкий пример того, как можно извлечь какую-то долгосрочную выгоду из нынешних чрезвычайных обстоятельств
Криста Зоммерер и Лоран Миньонно. «Корона-дневник Кристы и Лорана», 2020
Фото: Предоставлено автороми
Криста Зоммерер и Лоран Миньонно. «Корона-дневник Кристы и Лорана», 2020
Фото: Предоставлено автороми
«Музей слепков» — на протяжении всего советского века своей истории Пушкинский стремился избавиться от этого родового клейма, прирастая коллекциями — национализированными, эрмитажными, провинциальными, трофейными, Щукина-и-Морозова, частными постреволюционными,— чтобы в конце концов превратиться из учебного музея копий в универсальный художественный музей оригиналов. Во время пандемии все музеи мира в одночасье стали музеями копий — плоских пиксельных слепков, виртуальных мнимостей на мониторах. Но цифровые слепки сами по себе бессмысленны — виртуальный тур по залам без комментариев проигрывает любой мало-мальски затейливой компьютерной игре-бродилке.
Прошедшая на днях «Ночь музеев — 2020» превратилась в парад разнообразных форм музейной жизни онлайн — экскурсий, лекций, конференций, творческих встреч, викторин, квестов, концертов и спектаклей, слившихся в непрерывный поток трансляций на сайтах «Ночи» и самих музеев, их страницах в ютьюбе и социальных сетях, в зуме, скайпе и всем, что способно передавать движущуюся картинку со звуком. Невольно надеешься, что это был первый и последний онлайн-парад в нашей музейной жизни: на карантине начинаешь тосковать по всей музейной кинестетике и синестезии. Не только по волшебству музейного пространства-времени с неожиданными провалами в Древний Египет прямиком из рокайльно-завитушечного будуара во вкусе мадам де Помпадур, по бесконечным анфиладам и лабиринтам, выбраться из которых не поможет четкий поэтажный план, но и по традиционным музейным неприятностям — окрику смотрительницы, галденью школьных групп и запаху подгоревших пирожков из буфета.
Однако не успели мы поверить эффективным музейным менеджерам, будто бы главное в музее — комфортная среда, уютное кафе с тыквенным супом и стильный сувенир к последней выставке в магазине, как выясняется, что музей все-таки ближе к школе, чем к торговому центру,— в онлайне все конкурируют друг с другом не по количеству веганских позиций в меню, а по качеству образовательных услуг, по увлекательности их содержания и удобству их потребления. Что до удобства, то совершенно очевидно, что специальный музейный сайт, сайт музея с ясной архитектурой или же отдельный онлайн-проект вроде образовательного «Лавруса» у Третьяковки, предпочтительнее хаотических стримингов в соцсетях и на дружественных платформах и что высокую просветительскую миссию музея снижает любительское качество видеоконтента в частности и непонимание специфики интернета как медиума в целом. Как, впрочем, совершенно очевидно и то, что сравнивать интернет-возможности главных федеральных музеев со всеми прочими, не жаловавшимися на изобильное финансирование и в мирные времена, невозможно.
Александра Дементьева. «Песня», 2020
Фото: Предоставлено автором
Габриэлла Джероза. «Заяц Хэзин — домашний питомец художницы», 2020
Фото: Предоставлено автором
Дмитрий Булныгин. «Работа над проектом „Молочные поросята”», 2020
Фото: Предоставлено автором
Клод Моне. «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Албань)», 1893–1894
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мариано Сардон. «Минута в вашей жизни. Эксперимент для застывших времен. Инструкция», 2020
Фото: Предоставлено автором
Арт-группа «Провмыза». «Oratorium SARX SOMA», 2020
Фото: Предоставлено автороми
Ян Фабр. «Художник, который пытается направить свой мозг вперед», 2006
Фото: Attilio Maranzano © Angelos bvba
Давид Клербо. «Приятное заточение», 2020
Фото: Предоставлено автором
Ирина Нахова. «Диптих. Мастерская. Часть 2. Мытье кисточек», 2020
Фото: Предоставлено автором
Александра Дементьева. «Песня», 2020
Фото: Предоставлено автором
Габриэлла Джероза. «Заяц Хэзин — домашний питомец художницы», 2020
Фото: Предоставлено автором
Дмитрий Булныгин. «Работа над проектом „Молочные поросята”», 2020
Фото: Предоставлено автором
Клод Моне. «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Албань)», 1893–1894
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мариано Сардон. «Минута в вашей жизни. Эксперимент для застывших времен. Инструкция», 2020
Фото: Предоставлено автором
Арт-группа «Провмыза». «Oratorium SARX SOMA», 2020
Фото: Предоставлено автороми
Ян Фабр. «Художник, который пытается направить свой мозг вперед», 2006
Фото: Attilio Maranzano © Angelos bvba
Давид Клербо. «Приятное заточение», 2020
Фото: Предоставлено автором
Ирина Нахова. «Диптих. Мастерская. Часть 2. Мытье кисточек», 2020
Фото: Предоставлено автором
Музей, рожденный эпохой Просвещения, замышлялся как просветительское учреждение, а уж учебному музею слепков и вовсе на роду было написано просвещать. Конечно, в дни пандемии Пушкинский не мог не пуститься во все тяжкие онлайн-эдьютейнмента, экскурсий, лекций и зум-конференций, делая все те же ошибки, что делают большие и малые музеи, которые не попадают в интернет-ритм, заполоняют сетевое пространство пространными монологами хранителей и экскурсоводов, рассчитанными скорее на непосредственное живое общение, и явно уступают таким профессионалам популяризации знания в интернете, как, скажем, «ПостНаука». Меж тем проект «100 способов прожить минуту», курируемый Ольгой Шишко, завотделом кино- и медиаискусства ГМИИ имени Пушкина, не стоит воспринимать как сугубо просветительский, хотя один из трех его разделов, «Время: категория созерцания», предлагает рассказы искусствоведов, гмиишных кураторов и их российских и иностранных коллег, о разных произведения искусства, от старых мастеров до наших современников.
На самом деле проект «100 способов прожить минуту», сделанный в экстремальных условиях карантина и продиктованный карантинным мироощущением, претендует на статус художественно-философского — он говорит об особенностях переживания времени в произведении искусства и творчестве художника, о созерцательности, о быстроте впечатления и замедленном взгляде, о линейности, повторах, петлях и паузах. Словом, о всем том, что стало острее ощущаться с приходом в искусства, когда-то называвшиеся пространственными, видео и других time-based-медиа и что особенно остро переживается сейчас, когда время тянется бесконечно, а пространства не хватает. Этот временной переворот радикально изменил нашу оптику — мы стали тоньше чувствовать движение времени и в «Руанских соборах» Клода Моне, и в «Совершенных любовниках» Феликса Гонзалеса-Торреса, о которых так трогательно рассказывает куратор венского Музея истории искусств Джаспер Шарп: пара обыкновенных настенных часов на батарейках, вначале идущих синхронно, словно бы их сердца бьются в одном ритме, обречена на то, что одни часы остановятся раньше других, и это современное memento mori становится метафорическим автопортретом художника, скончавшегося от СПИДа чуть позже своего партнера. В сегодняшней ситуации все готовы заделаться философами времени, что часто иронически обыгрывается в разделе «Медиакарантин», где ряд художников делится своими рецептами по приручению времени, укрощению скуки и усмирению прокрастинации, причем такие звезды, как Недко Солаков, Клеман Кожитор, Кристина Лукас или Криста Зоммерер и Лоран Миньонно сняли ролики специально для Пушкинского. Однако главная часть проекта «100 способов прожить минуту» — раздел «Цифровой обмен»: там раза два в неделю по определенным сеансам показывают шедевры мирового видеоарта, затрагивающие проблему времени не только одним своим протяженным во времени медиумом.
Давно замечено, что из всех визуальных искусств самым выигрышным образом в интернете смотрится именно видео — не полиэкранные видеоинсталляции, требующие от зрителя, чтобы он напряг пространственное воображение, сейчас и без того травмированное сидением взаперти, а одноканальные проекции, разогнанные на весь компьютерный монитор. И когда вы вместе с Лораном Грассо в «Elysee» медленно ощупываете глазом каждую мелочь в кабинете президента республики в Елисейском дворце, ощущая магию власти за повседневной рутиной, или же погружаетесь в абсурдистско-катастрофические видения «Теоремы о неполноте» и «Ионеско-сюиты» дуэта Masbedo, вы понимаете, что все, что обычно выставляется в музее, потеряло в виртуальном переводе,— все, кроме видео. Но если на настоящей музейной выставке зритель, быстро уловив, в чем состоит прием Лорана Грассо, не станет тратить более трех минут на двадцатиминутный фильм, то в новом суррогатно-музейном формате он посмотрит эту абсолютно гипнотическую, как выясняется по мере созерцания, картину от начала и до конца. «100 способов прожить минуту» исподволь приучает нас к медленному зрению, каковой навык мы, возможно, не утратим и по завершении карантина, но сверхзадача проекта этим, кажется, не исчерпывается.
Казалось бы, объемные гипсовые слепки, включающие наше кинестетическое восприятие визуального искусства, гораздо ближе к оригиналам, нежели плоская цифровая картинка в сети. Но знатоки скульптуры скажут, что и антики, и пластика кватроченто в цветаевском музее несли на себе отпечаток современности, указывая не только на лучшие образцы из всеобщей истории искусства, но и на Макса Клингера с Константином Менье. «100 способов прожить минуту» указывают на коллекцию медиаискусства, которую собирает для Пушкинского музея создательница легендарного «МедиаАртЛаба» Ольга Шишко — довольно долгое время внутри музея ощущалось недовольство и отторжение, какие вызывал новый отдел, и только присоединение ГЦСИ к ГМИИ, похоже, оттеснило эту проблему на второй план. Афиша «Цифрового обмена» выглядит не то как будущий выставочный план, не то как план закупок, и зритель, уже начинающий страдать видеозависимостью от пушкинских показов, наверняка проголосует за то и за другое. Интернациональное сообщество кураторов, рассказывающих о художниках, о времени и о себе, выглядит как сеть официальных и неофициальных партнерских контактов. В общем, мы, видимо, наблюдаем 100 способов решить стратегические музейные задачи, прикрываясь изящным образовательно-развлекательным пользовательским интерфейсом, возникшим в экстренных карантинных обстоятельствах.
Источник