- 1 способ обозначения мягкости согласных гласные
- Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков
- Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков
- Мягкий знак в обозначении мягкости согласных
- Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука
- Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных. план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 1 способ обозначения мягкости согласных гласные
1 способ обозначения мягкости согласных гласные
М ягкость согласных обозначается на письме разными способами.
- Мягкость согласных на конце слова и перед согласными обозначается буквой «мягкий знак» Ь: «стиль», «связь», «корень», «ходьба». Сказанное не относится
1) к сочетаниям ШЬ, ЖЬ, которые всегда обозначают твёрдые [ш] и [ж]: «брошь» [брóш], «ложь» [лош];
2) к сочетаниям ЧЬ, ЩЬ, в которых буква Ь ничего не значит, поскольку буквы Ч и Щ уже обозначают мягкие согласные: «речь» [р’еч’], «помощь» [пóмъш’:] (ср. «печной» [п’ич’нóй], «сущность» [сýш’:нъс’т’] — без Ь после Ч и Щ).
Следует особо указать на то, что гласные Я, Ё, Е, Ю, И обозначают мягкость только употребляясь после согласных. Употребляясь в абсолютном начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь, гласные Я, Ё, Е, Ю обозначают сочетание «[j] ([й]) + последующий гласный»: «твоя» [тваjá], «статья» [стат’já], «твоё» [тваjó], «объём» [абjóм], «есть» [jес’т’], «здание» [здáн’ийь], «юбка» [jýпкъ]. Буква И в абсолютном начале слова и после гласных обозначает звук [и], а после разделительного мягкого знака (Ь) — сочетание «[j] ([й]) + [и]»: «игра» [игрá], «мои» [маú], «ладьи» [лад’`jи], «оленьи» [ал’éн’йи].
Таким образом, для обозначения сочетания типа «tja» («t’ja») используется сочетание букв соответствующего согласного + разделительный Ъ (Ь) + буквы Я, Ё, Е, Ю, И.
Источник
Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков
Мягкость согласных обозначают гласные буквы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишется в ряде случаев. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в словах в зависимости от их фонетической позиции.
Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков
Мягкость согласных звуков обозначают гласные буквы е, ё, и, ю, я, например:
Мягкий знак в обозначении мягкости согласных
В русской фонетике мягкий знак не обозначает звука, а является графическим значком, который употребляется на письме для обозначения мягкости согласных, выполняет разделительную функцию между согласными и гласными (серьёзный, сватья, друзья, птичье), а также служит для обозначения некоторых слов, например:
- существительных женского рода третьего склонения (помощь, фальшь, молодёжь, речь);
- форм 2 лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (споёшь, пляшешь, выбросишь, приклеишь).
Будем иметь в виду, что для обозначения мягкости в сочетании букв «ч», «щ» с другими согласными (чк, чн, чт, нч, нщ, рщ) мягкий знак не пишется, например:
ру чк а, но чн ой, изя щн ость, по чт и, бараба нщ ица.
Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости парного согласного в следующих случаях:
1. после буквы «л»
стекольщик, львиный, льняной, нельзя;
2. перед буквами, обозначающими твердый согласный
крыль ц о, толь к о, бельмо;
3. перед буквами, обозначающими мягкий согласный, который в родственных словах или в других формах этого слова становится твёрдым
Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука
Указанные буквы, кроме мягкости предыдущих согласных, обозначают в слове два звука в определенной фонетической позиции:
1. в абсолютном начале слова
- есть [й’ э] ст;
- ёжик [й’о ]жик;
- ягода [й’ а] гoда;
- юнга [й’ у] нга;
- съел — съ [й’ э] л;
- бьёт — бь [й’ о] т;
- объявление — об [й’ а] вление;
- обезьяна — обезь [й’ а] на;
- вьюга — вь [й’ у] га;
3. после других гласных
- здание — здани [й’ э];
- даёт — да [й’ о] т;
- лекция — лекци [й’ а];
- июнь — и [й’ у] нь;
- каюта — ка [й’ у] та.
Источник
Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме
Конспект группового логопедического занятия.
Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
Он ориентирован на учащихся 1 класса с нарушениями письма и чтения на фоне нарушений звукового анализа и ФФН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gruppovogo_zanyatiya_s_doshkolnikami_tverdye_i_myagkie_sogl.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия
Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.
- Развивать фонематические процессы;
- Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям;
- Развивать память, внимание, мышление;
- Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.
— Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.
2. Повторение пройденного.
— С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
— Почему они называются гласными?
(Потому что они поются голосом. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)
Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
— Сколько гласных звуков в русском языке?
— Каким цветом они обозначаются?
3. Объяснение нового материала.
— Давайте посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. О них мы уже говорили на прошлом занятии. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.
Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.
Заметили, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго»), а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.
4. Тренировочные задания на дифференциацию твердых и мягких согласных на слух и по кинестетическим ощущениям.
— Ребята, сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый»), то вы поднимите зеленую карточку с ласковым мальчиком. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий»), то вы поднимите синюю карточку со строгим мальчиком.
Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т.д.
А теперь я буду произносить слова. А вы будете определять первый звук в слове:
Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Сейчас сядут на свое место ребята, чьё имя начинается с твердого согласного звука. А теперь те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука (дети называют свое имя и садятся).
6. Различение твердых и мягких согласных в словах.
— Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости на занятие. Это мишка. Он такой грустный потому, что у него болит щечка. Кто же ему поможет? Какой самый известный доктор лечит животных?
— Правильно, это Айболит. (На доску вывешивается изображение Айболита).
Логопед читает отрывок стихотворения К. Чуковского «Айболит»
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
— Ребята, назовите животных, которые пришли к Айболиту лечиться.
Дети называют. На доску вывешиваются картинки с изображением коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, зайчихи, лисы и Барбоса.
— Определите, какой звук первый в этих словах. Логопед вместе с детьми еще раз называет героев стихотворения, выделяя силой голоса и длительностью звучания первый звук. Дети определяют твердый он или мягкий. Логопед выставляет на доску под картинку каждого животного фишку синего или зеленого цвета соответственно.
7. Самостоятельная работа по карточкам.
— Ребята, Айболит сможет вылечить нашего Мишку, только если вы справитесь с его заданием. Он подготовил для вас карточки. Определите, какой первый звук в каждом слове. Если звук твердый, закрасьте первую клеточку под картинкой синим цветом, а если звук мягкий – зеленым.
— С какими волшебными буквами мы сегодня познакомились?
— С какими согласными звуками они дружат?
— Каким цветом в схеме мы обозначаем твердый согласный звук?
— Каким цветом в схеме мы обозначаем мягкий согласный звук?
— Ребятки, если вам понравилось наше занятие, поднимите карточку с «ласковым» мальчиком, если не понравилось – карточку со «строгим» мальчиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по программе «Школа 2100» «Способы обозначения мягкости согласных на письме» 2 класс
Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем.
Конспект урока по русскому языку по программе «Школа 2100» «Способы обозначения мягкости согласных на письме» 2 класс
Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем.
Урок русского языка во 2 классе «Школа России» «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.»
Урок для специального коррекционного класса детей 7 вида.
Разработка урока русского языка 2 класс «Школа России» по теме «Способы обозначения мягкости согласного на письме»
Урок разработа в форме монопроекта. Дети открывают новые знания,через работу с природоведческим материалом, выполняя в группах странички коллективного проекта о северных животных.
Урок русского языка во 2 классе » Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме»; УМК «Школа России»
Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим.
Урок русского языка во 2 классе » Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме»; УМК «Школа России»
Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим.
Источник
1 способ обозначения мягкости согласных гласные
Тема. Сходство парных гласных.
Цель. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).
1. Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков):
Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему?
2. Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):
3. Прочитать данные ниже слова, указать, являются ли гласные в данном слове парными, и затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки:
Соня, Аня, руки, знамя, космос, костёр, утюг, память, поёт, поэт, боксёр, вилы, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полёт, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.
4. Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:
Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошел к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.
4. Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.
Тема. Различие парных гласных.
Цель. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху). Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
1. Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный м попарно с гласными первого, затем второго ряда.
При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично — с согласными я, с и др.
2. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных:
Источник