1 способ обозначения мягкости согласных гласные

1 способ обозначения мягкости согласных гласные

М ягкость согласных обозначается на письме разными способами.

    Мягкость согласных на конце слова и перед согласными обозначается буквой «мягкий знак» Ь: «стиль», «связь», «корень», «ходьба». Сказанное не относится

1) к сочетаниям ШЬ, ЖЬ, которые всегда обозначают твёрдые [ш] и [ж]: «брошь» [бр&oacuteш], «ложь» [лош];
2) к сочетаниям ЧЬ, ЩЬ, в которых буква Ь ничего не значит, поскольку буквы Ч и Щ уже обозначают мягкие согласные: «речь» [р’еч’], «помощь» [п&oacuteмъш’:] (ср. «печной» [п’ич’н&oacuteй], «сущность» [с&yacuteш’:нъс’т’] — без Ь после Ч и Щ).

  • Мягкость согласных перед гласными обозначается буквами Я, Ё, Ю, И, Е, которые после букв парных по твёрдости-мягкости согласных передают мягкость предшествующего согласного + соответствующий гласный ([а], [о], [у], [е] или [и]): «ряд» [р’ат], «мёд» [м’от], «люди» [л’&yacuteд’и], «мир» [м’ир], «мел» [м’ел]. Однако следует помнить, что в ограниченном количестве заимствованных слов буква Е может употребляться после твёрдых согласных: «темп» [темп], «тезисы»[т&eacuteз’исы].
  • Буквы Ч и Щ обозначают мягкие согласные [ч’] и [ш’:]: «час» [ч’ас], «ручка» [р&yacuteч’къ], «щука» [ш’`:укъ], «мощность» [м&oacuteш’:нъс’т’].
  • Следует особо указать на то, что гласные Я, Ё, Е, Ю, И обозначают мягкость только употребляясь после согласных. Употребляясь в абсолютном начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь, гласные Я, Ё, Е, Ю обозначают сочетание «[j] ([й]) + последующий гласный»: «твоя» [тваj&aacute], «статья» [стат’j&aacute], «твоё» [тваj&oacute], «объём» [абj&oacuteм], «есть» [jес’т’], «здание» [зд&aacuteн’ийь], «юбка» [j&yacuteпкъ]. Буква И в абсолютном начале слова и после гласных обозначает звук [и], а после разделительного мягкого знака (Ь) — сочетание «[j] ([й]) + [и]»: «игра» [игр&aacute], «мои» [ма&uacute], «ладьи» [лад’`jи], «оленьи» [ал’&eacuteн’йи].
    Таким образом, для обозначения сочетания типа «tja» («t’ja») используется сочетание букв соответствующего согласного + разделительный Ъ (Ь) + буквы Я, Ё, Е, Ю, И.

    Источник

    Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков

    Мягкость соглас­ных обо­зна­ча­ют глас­ные бук­вы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишет­ся в ряде слу­ча­ев. Буквы е, ё, ю, я игра­ют двой­ную роль в сло­вах в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ской позиции.

    Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков

    Мягкость соглас­ных зву­ков обо­зна­ча­ют глас­ные бук­вы е, ё, и, ю, я, напри­мер:

    Мягкий знак в обозначении мягкости согласных

    В рус­ской фоне­ти­ке мяг­кий знак не обо­зна­ча­ет зву­ка, а явля­ет­ся гра­фи­че­ским знач­ком, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся на пись­ме для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти соглас­ных, выпол­ня­ет раз­де­ли­тель­ную функ­цию меж­ду соглас­ны­ми и глас­ны­ми (серьёз­ный, сва­тья, дру­зья, пти­чье), а так­же слу­жит для обо­зна­че­ния неко­то­рых слов, например:

    • суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния (помощь, фальшь, моло­дёжь, речь);
    • форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­лов насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни (спо­ёшь, пля­шешь, выбро­сишь, при­кле­ишь).

    Будем иметь в виду, что для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти в соче­та­нии букв «ч», «щ» с дру­ги­ми соглас­ны­ми (чк, чн, чт, нч, нщ, рщ) мяг­кий знак не пишет­ся, например:

    Читайте также:  Способы обеспечения исполнения обязан

    ру чк а, но чн ой, изя щн ость, по чт и, бара­ба нщ ица.

    Мягкий знак упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния мяг­ко­сти пар­но­го соглас­но­го в сле­ду­ю­щих случаях:

    1. после бук­вы «л»
    сте­коль­щик, льви­ный, льня­ной, нельзя;

    2. перед бук­ва­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми твер­дый согласный
    крыль ц о, толь к о, бель­мо;

    3. перед бук­ва­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми мяг­кий соглас­ный, кото­рый в род­ствен­ных сло­вах или в дру­гих фор­мах это­го сло­ва ста­но­вит­ся твёрдым

    Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука

    Указанные бук­вы, кро­ме мяг­ко­сти преды­ду­щих соглас­ных, обо­зна­ча­ют в сло­ве два зву­ка в опре­де­лен­ной фоне­ти­че­ской позиции:

    1. в абсо­лют­ном нача­ле слова

    • есть [й’ э] ст;
    • ёжик [й’о ]жик;
    • яго­да [й’ а] гoда;
    • юнга [й’ у] нга;
    • съел — съ [й’ э] л;
    • бьёт — бь [й’ о] т;
    • объ­яв­ле­ние — об [й’ а] вление;
    • обе­зья­на — обезь [й’ а] на;
    • вью­га — вь [й’ у] га;

    3. после дру­гих гласных

    • зда­ние — зда­ни [й’ э];
    • даёт — да [й’ о] т;
    • лек­ция — лек­ци [й’ а];
    • июнь — и [й’ у] нь;
    • каю­та — ка [й’ у] та.

    Источник

    Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.
    план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

    Конспект группового логопедического занятия.

    Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

    Он ориентирован на учащихся 1 класса с нарушениями письма и чтения на фоне нарушений звукового анализа и ФФН.

    Скачать:

    Вложение Размер
    konspekt_gruppovogo_zanyatiya_s_doshkolnikami_tverdye_i_myagkie_sogl.doc 38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект группового логопедического занятия

    Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

    Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

    1. Развивать фонематические процессы;
    2. Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям;
    3. Развивать память, внимание, мышление;
    4. Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

    — Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

    2. Повторение пройденного.

    — С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

    — Почему они называются гласными?

    (Потому что они поются голосом. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

    Этот звук всегда поётся,

    Этот звук как песня льётся.

    Звук, свободно ты лети,

    Нет преграды на пути!

    — Сколько гласных звуков в русском языке?

    — Каким цветом они обозначаются?

    3. Объяснение нового материала.

    — Давайте посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. О них мы уже говорили на прошлом занятии. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.

    Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

    Заметили, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго»), а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.

    4. Тренировочные задания на дифференциацию твердых и мягких согласных на слух и по кинестетическим ощущениям.

    — Ребята, сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый»), то вы поднимите зеленую карточку с ласковым мальчиком. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий»), то вы поднимите синюю карточку со строгим мальчиком.

    Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т.д.

    А теперь я буду произносить слова. А вы будете определять первый звук в слове:

    Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.

    Зайка беленький сидит

    И ушами шевелит.

    Вот так, вот так.

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапоньки согреть.

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать.

    Сейчас сядут на свое место ребята, чьё имя начинается с твердого согласного звука. А теперь те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука (дети называют свое имя и садятся).

    6. Различение твердых и мягких согласных в словах.

    — Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости на занятие. Это мишка. Он такой грустный потому, что у него болит щечка. Кто же ему поможет? Какой самый известный доктор лечит животных?

    — Правильно, это Айболит. (На доску вывешивается изображение Айболита).

    Логопед читает отрывок стихотворения К. Чуковского «Айболит»

    Добрый доктор Айболит!

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и червячок,

    Всех излечит, исцелит

    Добрый доктор Айболит!

    И пришла к Айболиту лиса:

    «Ой, меня укусила оса!»

    И пришел к Айболиту Барбос:

    «Меня курица клюнула в нос!»

    И прибежала зайчиха

    И закричала: «Ай, ай!

    Мой зайчик попал под трамвай!»

    И сказал Айболит: «Не беда!

    Подавай-ка его сюда!

    Я пришью ему новые ножки,

    Он опять побежит по дорожке».

    — Ребята, назовите животных, которые пришли к Айболиту лечиться.

    Дети называют. На доску вывешиваются картинки с изображением коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, зайчихи, лисы и Барбоса.

    — Определите, какой звук первый в этих словах. Логопед вместе с детьми еще раз называет героев стихотворения, выделяя силой голоса и длительностью звучания первый звук. Дети определяют твердый он или мягкий. Логопед выставляет на доску под картинку каждого животного фишку синего или зеленого цвета соответственно.

    7. Самостоятельная работа по карточкам.

    — Ребята, Айболит сможет вылечить нашего Мишку, только если вы справитесь с его заданием. Он подготовил для вас карточки. Определите, какой первый звук в каждом слове. Если звук твердый, закрасьте первую клеточку под картинкой синим цветом, а если звук мягкий – зеленым.

    — С какими волшебными буквами мы сегодня познакомились?

    — С какими согласными звуками они дружат?

    — Каким цветом в схеме мы обозначаем твердый согласный звук?

    — Каким цветом в схеме мы обозначаем мягкий согласный звук?

    — Ребятки, если вам понравилось наше занятие, поднимите карточку с «ласковым» мальчиком, если не понравилось – карточку со «строгим» мальчиком.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку по программе «Школа 2100» «Способы обозначения мягкости согласных на письме» 2 класс

    Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем.

    Конспект урока по русскому языку по программе «Школа 2100» «Способы обозначения мягкости согласных на письме» 2 класс

    Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем.

    Урок русского языка во 2 классе «Школа России» «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.»

    Урок для специального коррекционного класса детей 7 вида.

    Разработка урока русского языка 2 класс «Школа России» по теме «Способы обозначения мягкости согласного на письме»

    Урок разработа в форме монопроекта. Дети открывают новые знания,через работу с природоведческим материалом, выполняя в группах странички коллективного проекта о северных животных.

    Урок русского языка во 2 классе » Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме»; УМК «Школа России»

    Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим.

    Урок русского языка во 2 классе » Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме»; УМК «Школа России»

    Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим.

    Источник

    1 способ обозначения мягкости согласных гласные

    Тема. Сходство парных гласных.

    Цель. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).

    1. Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции каждой пары звуков):

    Можно ли считать парными звуками у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему?

    2. Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):

    3. Прочитать данные ниже слова, указать, являются ли гласные в данном слове парными, и затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки:

    Соня, Аня, руки, знамя, космос, костёр, утюг, память, поёт, поэт, боксёр, вилы, орех, вёсла, сильный, баян, салют, мыши, овёс, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полёт, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.

    4. Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:

    Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошел к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.

    4. Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.

    Тема. Различие парных гласных.

    Цель. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху). Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.

    1. Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный м попарно с гласными первого, затем второго ряда.

    При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично — с согласными я, с и др.

    2. Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных:

    Источник

    Читайте также:  Обратное мытье волос способ применения
    Оцените статью
    Разные способы