1 портфолио как альтернативный способ оценки учебных достижений

Метод портфолио — нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки

Идея портфолио или папки индивидуальный учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нем, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21-го века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает, как один из существеных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимается приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и прежде всего – мир труда, экономические и социальные условия. В настоящей статье мы попытаемся дать предварительный анализ идеи портфолио, как направления модернизации учебного процесса, как его понимают в индустриально развитых странах, прежде всего в США и Европе. Источниками анализа выступают ряд книг и статей, посвященных возможностям портфолио в обучении. В нашей стране широко используется термин «папка или портфель учебных достижений учащихся», а также и термин «портфолио». В дальнейшем, говоря о зарубежном опыте, мы будем использовать термин «портфолио», а об отечественном – «портфель индивидуальных учебных достижений учащихся».

В нашей стране, говоря о папке или портфеле индивидуальных учебных достижений учащихся, чаще всего имеют ввиду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике еще в начале ХХ века и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся, как о альтернативном отметке способе оценки, говорили многие отечественные авторы. Однако, эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом американском опыте.

Обзор современной зарубежной литературы, посвященной портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нем нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио, как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» — совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с портфолио. Само же портфолио получается, как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.

Предлагаемый материал посвящен анализу идеи портфолио в школьном обучении с точки зрения новых требований к современной школе. Цель статьи – показать, что идея портфолио выходит далеко за рамки простого альтернативного способа оценивания учебных достижений и может явиться важным элементом в модернизации и российской школы. Однако, условием этого может быть только более глубокий дидактико-методологический анализ новых целей обучения и самих так называемых «портфолио-процессов», которые позволяют достигать этих целей, т.е. всего комплекса идей, которые лежат в основе применения портфолио в учебном процессе современной школы.

Разнообразие типов портфолио – неоднозначность термина

Тема «портфолио» связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются, как было сказано выше, различные типы потфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними. Кроме того, можно классифицировать портфолио по предметам и ступеням обучения.

По целям различаются портфолио, как способ оценивания учебных достижений и так называемые портфолио курсов (тематические, предметные портфолио), основная цель которых – позитивно влиять на сам процесс обучения.

В первом случае обычно говорят о «портфеле» или «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные («доведенные до ума») работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика.

В случае предметного портфолио – форма, которая доминирует в настоящее время в Европе – речь идет о документации работ школьника в рамках определенного курса и служит по преимуществу именно как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также может иметь место. Из этих «предметных портфолио» могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки достижений. Широкое распространение в Европе получила так называемое языковое портфолио – проект, разрабатываемый под эгидой Совета Европы.

Кроме этого термин портфолио встречаются и как обозначение простого собрания работ учеников, сделанных за определенный период времени в школе или вне школы. Никакой особой методически простроенной работы с портфолио в этом случае не предполагается. Однако, сторонники, пропагандисты идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ школьников. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения. Так понятая идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения.

В работе над портфолио очень важным, — многие авторы считают это самым важным — является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки. Важно, что эти цели и критерии определяются в договорном режиме.

Читайте также:  Разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом

Краткая история идеи портфолио в обучении

Известно, что как само слово портфолио, так и основная идея собрания работ, не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом портфолио называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Идея применения портфолио в школе происходит из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-х, начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит настоящей «портфолиомании», захватившей образовательный мир [1]. Кроме Соединенных Штатов и Канады идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии. Ее называют одним их 3 основных трендов (curricularen «Toptrends»)[ 2] современного образования.

Однако, обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее наоборот. «На вопрос о том, что имеется ввиду под «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо-американской, ни в франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио»[ 3] .

Т.о. портфолио не представляет собой какой-то четкой концепции. Поэтому, говоря о портфолио, для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется всякий раз разъяснять, о чем собственно идет речь. Понимание и учет этого факта особенно важны в российском контексте, так как работа со всем спектром литературы существенно затруднена и сведения зачастую приходится черпать из той или иной отдельной публикации или на основе узкого круга источников.

Портфолио, как альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся

Во-первых, портфолио является альтернативным способом оценки достижений учащихся. Такое понимание портфолио отражает недовольство многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющийся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии дать валидной картины подлинных умений (компетентностей) их учеников. При «Portfolio-Assessment» учащийся – в противоположность тестам – получает возможность представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно. Решающим здесь является момент самоопределения. Важнейшей целью портфолио является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности[ 4] ученика по отношению к учению, самостоятельности в организации процесса учения (т.е. движение в сторону самообучения) и участие в процессе оценивания качества результатов учения[ 5] . Т.о. сама идея оценивания учебных достижений претерпевает в правильно понятом портфолио-процессе существенные изменения.

Оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения, который, помимо самих продуктов – собственно результатов обучения – представляет комиссии – учителям, друзьям, родителям, гостям — и то, как он работал для достижения этих результатов и дает свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях. Ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения.

Важность изменения форм оценивания учебных достижений подчеркивают очень многие авторы. При этом исходят из положения, которое в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, а именно, что формы оценивания оказывают решающее влияние на процессы обучения, которые ему предшествуют. Из этого вытекает, что изменяя процедуру оценивания учебных достижений мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс. Т.о. портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов учения.

Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Естественно, что традиционные тетради являются тоже такими документами. Но в портфолио речь идет о том, что ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку или портфель. Тем самым от ученика требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние и внешкольные работы. В папку, помимо работ, кладутся и суждение (оценка) работы, как самим учеником, так и учителем. Если собираются работы одного типа или предмета – часто это связано с письменными заданиями – то по собранным работам хорошо можно видеть прогресс. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и внешкольное время. Учитель помогает и консультирует ученика при выборе и оформлении портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу. Другие ученики могут также внести свои замечания и комментарии к отдельным частям портфолио своих товарищей.

Читайте также:  Линейный способ начисления амортизации основных средств калькулятор расчета

Источник

Метод портфолио — нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки

Версия для печати

Идея портфолио или папки индивидуальный учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нем, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21-го века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает, как один из существеных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимается приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и прежде всего – мир труда, экономические и социальные условия. В настоящей статье мы попытаемся дать предварительный анализ идеи портфолио, как направления модернизации учебного процесса, как его понимают в индустриально развитых странах, прежде всего в США и Европе. Источниками анализа выступают ряд книг и статей, посвященных возможностям портфолио в обучении. В нашей стране широко используется термин «папка или портфель учебных достижений учащихся», а также и термин «портфолио». В дальнейшем, говоря о зарубежном опыте, мы будем использовать термин «портфолио», а об отечественном – «портфель индивидуальных учебных достижений учащихся».

В нашей стране, говоря о папке или портфеле индивидуальных учебных достижений учащихся, чаще всего имеют ввиду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике еще в начале ХХ века и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся, как о альтернативном отметке способе оценки, говорили многие отечественные авторы. Однако, эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом американском опыте.

Обзор современной зарубежной литературы, посвященной портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нем нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио, как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» — совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с портфолио. Само же портфолио получается, как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.

Предлагаемый материал посвящен анализу идеи портфолио в школьном обучении с точки зрения новых требований к современной школе. Цель статьи – показать, что идея портфолио выходит далеко за рамки простого альтернативного способа оценивания учебных достижений и может явиться важным элементом в модернизации и российской школы. Однако, условием этого может быть только более глубокий дидактико-методологический анализ новых целей обучения и самих так называемых «портфолио-процессов», которые позволяют достигать этих целей, т.е. всего комплекса идей, которые лежат в основе применения портфолио в учебном процессе современной школы.

Разнообразие типов портфолио – неоднозначность термина

Тема «портфолио» связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются, как было сказано выше, различные типы потфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними. Кроме того, можно классифицировать портфолио по предметам и ступеням обучения.

По целям различаются портфолио, как способ оценивания учебных достижений и так называемые портфолио курсов (тематические, предметные портфолио), основная цель которых – позитивно влиять на сам процесс обучения.

В первом случае обычно говорят о «портфеле» или «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные («доведенные до ума») работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика.

В случае предметного портфолио – форма, которая доминирует в настоящее время в Европе – речь идет о документации работ школьника в рамках определенного курса и служит по преимуществу именно как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также может иметь место. Из этих «предметных портфолио» могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки достижений. Широкое распространение в Европе получила так называемое языковое портфолио – проект, разрабатываемый под эгидой Совета Европы.

Кроме этого термин портфолио встречаются и как обозначение простого собрания работ учеников, сделанных за определенный период времени в школе или вне школы. Никакой особой методически простроенной работы с портфолио в этом случае не предполагается. Однако, сторонники, пропагандисты идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ школьников. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения. Так понятая идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения.

В работе над портфолио очень важным, — многие авторы считают это самым важным — является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки. Важно, что эти цели и критерии определяются в договорном режиме.

Читайте также:  Способ подачи информации телевидение

Краткая история идеи портфолио в обучении

Известно, что как само слово портфолио, так и основная идея собрания работ, не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом портфолио называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Идея применения портфолио в школе происходит из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-х, начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит настоящей «портфолиомании», захватившей образовательный мир [1]. Кроме Соединенных Штатов и Канады идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии. Ее называют одним их 3 основных трендов (curricularen «Toptrends»)[ 2] современного образования.

Однако, обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее наоборот. «На вопрос о том, что имеется ввиду под «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо-американской, ни в франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио»[ 3] .

Т.о. портфолио не представляет собой какой-то четкой концепции. Поэтому, говоря о портфолио, для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется всякий раз разъяснять, о чем собственно идет речь. Понимание и учет этого факта особенно важны в российском контексте, так как работа со всем спектром литературы существенно затруднена и сведения зачастую приходится черпать из той или иной отдельной публикации или на основе узкого круга источников.

Портфолио, как альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся

Во-первых, портфолио является альтернативным способом оценки достижений учащихся. Такое понимание портфолио отражает недовольство многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющийся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии дать валидной картины подлинных умений (компетентностей) их учеников. При «Portfolio-Assessment» учащийся – в противоположность тестам – получает возможность представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно. Решающим здесь является момент самоопределения. Важнейшей целью портфолио является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности[ 4] ученика по отношению к учению, самостоятельности в организации процесса учения (т.е. движение в сторону самообучения) и участие в процессе оценивания качества результатов учения[ 5] . Т.о. сама идея оценивания учебных достижений претерпевает в правильно понятом портфолио-процессе существенные изменения.

Оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения, который, помимо самих продуктов – собственно результатов обучения – представляет комиссии – учителям, друзьям, родителям, гостям — и то, как он работал для достижения этих результатов и дает свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях. Ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения.

Важность изменения форм оценивания учебных достижений подчеркивают очень многие авторы. При этом исходят из положения, которое в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, а именно, что формы оценивания оказывают решающее влияние на процессы обучения, которые ему предшествуют. Из этого вытекает, что изменяя процедуру оценивания учебных достижений мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс. Т.о. портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов учения.

Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Естественно, что традиционные тетради являются тоже такими документами. Но в портфолио речь идет о том, что ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку или портфель. Тем самым от ученика требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние и внешкольные работы. В папку, помимо работ, кладутся и суждение (оценка) работы, как самим учеником, так и учителем. Если собираются работы одного типа или предмета – часто это связано с письменными заданиями – то по собранным работам хорошо можно видеть прогресс. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и внешкольное время. Учитель помогает и консультирует ученика при выборе и оформлении портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу. Другие ученики могут также внести свои замечания и комментарии к отдельным частям портфолио своих товарищей.

Источник

Оцените статью
Разные способы